Вилла адриана - загородная резиденция римских императоров. История архитектуры Что такое функциональные cookie-файлы

Вилла Адриана (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Далеко не все архитектурные шедевры удается сохранить в первозданном виде или хотя бы вернуть из забвения - разрушенная вилла императора Адриана в Тиволи - тому яркий пример. Это место - настоящая Мекка для любителей истории римской эпохи, на уровне Колизея или римского форума , хоть и не так известна. Возведенная между 118 и 134 гг., до нас она дошла только в виде развалин, разбросанных по огромной площади. Адриан хотел построить свою загородную резиденцию вдали от столичной суеты - но сделал он это с поистине императорским размахом.

Строительство было столь масштабным, что изрядно улучшило экономические и даже демографические показатели тогдашнего Тиволи.

Изначально площадь виллы составляла 3 кв. км, а участок, доступный сейчас туристам, занимает лишь 1/5 этой территории. Когда-то здесь находился огромный комплекс, состоящий из 30 зданий, нескольких садов и своего ипподрома - это было дополнено великолепными произведениями архитектурного искусства. Отсюда при раскопках нашли и вывезли много известных античных статуй. Капитолийского Антиноя и Кентавров Фуриети, ныне хранящихся в Капитолийских музеях , статую Дискобола - его копия стоит в Национальном римском музее , Диану Версальскую, которую сейчас можно увидеть в Лувре .

Также тут изрядно поживился в 16 веке Ипполито д’Эсте - вывез множество мраморных колонн для украшения своей собственной виллы. После смерти императора здесь побывало множество расхитителей - семья Адриана недолго поддерживала наследство в хорошем состоянии. В наши дни территория представляет из себя исторический парк - и пусть в нем не нашлось места для лабиринтов растительности, зато все еще живет история. Это остро чувствуется во время осмотра, ведь многие здания отлично сохранились для своего возраста.

В 1999 г. ЮНЕСКО внесло виллу Адриана в Список памятников всемирного наследия как великолепно сохранившийся образчик императорской виллы и александрийского сада.

На осмотр прекрасной островной виллы, прогулку вдоль водоема Канопы и поход в тематический музей уйдет немало времени - и это только обязательная часть программы каждого уважающего себя туриста. А ведь еще можно совершить экскурсию по развалинам древних библиотек и храмов, осмотреть большие и малые бани или подняться на большую панорамную террасу, с которой открывается великолепный вид. В общем, лучше заложить на посещение не один час.

Практическая информация

Адрес: Тиволи, ул. Largo Marguerite Yourcenar, 1.

Комплекс открыт с 9:00 до захода солнца - в зависимости от даты это время меняется, уточнить его можно на официальном сайте. Стоимость билета - 8 EUR; для гражданина ЕС - 4 EUR, в первое воскресенье каждого месяца вход бесплатный.

Тиволи - популярное туристические место и сюда часто ходит общественный транспорт из Рима . Добраться до города можно поездом от вокзала Термини, а до виллы - автобусом, идущим от центральной площади.

Недалеко от итальянского города Тиволи, который расположился в нескольких километрах от Рима, находится древняя вилла — Villa Adriana (Вилла Адриана). Римский император Адриан правил во II веке нашей эры, с 117 по 138 год. Он прослыл мудрым политиком, сторонником экономических и культурных преобразований. В годы его правления по всей стране было построено множество удивительных, интересных зданий, ставших архитектурными шедеврами своего времени, многие из них сохранились и до наших дней.

С имперским размахом

Проектировалась с большим размахом — в духе римских императоров, стремившихся даже посредством архитектуры подчеркнуть свое превосходство над остальным миром. Вилла располагалась на огромной территории в один квадратный километр и представляла собой целый комплекс строений. Она возводилась на месте старинной республиканской усадьбы (2-1 в. н. э.), развалины которой сохранились лишь частично. Да и сама вилла императора Адриана со всеми ее зданиями была безжалостно разрушена временем и сегодня составляет лишь небольшую часть былого великолепия. Но, даже не смотря на это, осмотр всего комплекса может занять целый день.

Город Тиволи назывался раньше Тибур, а местный известняк, из которого строили виллу тибуртином. И весь комплекс, по сути дела, расположен на большой известняковой террасе, которая плавно спускается в долину.

На территории виллы были построены библиотеки, Морской театр, храмы, бани-термы, Palazzo — дворец императора, искусственные водоемы. Вдоль всей территории протянулся широкий канал, ведущий к храму Сераписа (Serapeo). В широкой долине разместился живописный зеленый парк, который и в наши дни поражает своим великолепием. В солнечную хорошую погоду здесь особенно любят гулять туристы, наслаждаясь природными пейзажами и фотографируясь на фоне древних памятников.

Архитектурный стиль ансамбля представляет собой смешение различных направлений. Древние мастера использовали новые, ранее не использовавшиеся приемы и комбинации в архитектуре. Здесь можно увидеть греческие и египетские мотивы, элементы восточного стиля. Макет виллы дает представление о том, насколько грандиозным было строительство.

Асфальтовая дорога, ведущая к Villa Adriana, проходит рядом со старейшим оливковым садом. При желании можно пройти по аллее из огромных кипарисов, которые были посажены в VIII веке. Сразу у входа на виллу вы увидите мощную девятиметровую стену, а за ней площадь Пичеле (Pecile) с прямоугольным прудом по центру. Когда-то толстые стены окружали всю площадь по периметру, высокие портики позволяли забраться наверх и прогуляться, обозревая окрестности.

Капризы императора

Великий реформатор Адриан много путешествовал и в память о тех местах, которые посетил, он назвал отдельные объекты виллы (Serapeo, Canopo, Pecile). Сюда же свозились многочисленные памятники и скульптуры греческих мастеров (подлинники и копии). Все постройки виллы императора Адриана тщательно продуманы и были сконструированы таким образом, чтобы обеспечить покой и уединение для императора, не желавшего постоянно наблюдать множество слуг. А поскольку вилла требовала постоянного ухода и внимания, дабы не беспокоить императора видом вечно снующих по территории слуг, была разработана подземная сеть дорог.

Огромная протяженность парка и ансамбля зданий, сложность и оригинальность архитектурных форм, обилие скульптурных композиций, делают виллу Адриана в Тиволи уникальнейшим памятником античной культуры.

Наследие древнего Тиволи

Есть еще одна старинная вилла - Villa d’Este, которая расположена поблизости от Villa Adriana, непосредственно в городе Тиволи. Вилла д’Эсте была построена значительно позднее — в XVI веке. Обе виллы являются главными историческими достопримечательностями древнего Тиволи. Виллу д’Эсте, с ее роскошным парком, туристыособенно любят посещать летом, любуясь старинными статуями, пышной зеленью и великолепными фонтанами.

January 16th, 2013

В этот день нас внезапно оказалось трое - непрошеный спутник возник из темных туч, пригнанных ветром с побережья. Яркое, раскрашенное колокольным звоном римское утро уже часам к девяти затянула сумрачная пелена и по черепичным крышам, капотам машин, асфальту дорог забарабанил мелкий холодный дождь. Это никак не изменило наших планов - очень хотелось в Тиволи.

Добраться на виллу несложно: нужно доехать до станции Ponte Mammolo синей ветки В (конечная направление - Rebibbia ). Выйдя из здания станции, сразу же попадаешь на автобусную стоянку - здесь - выбрать автобус до Тиволи. В нашем случае он был единственный на свей стоянке, мирно мок под дождем и ждал нас. Дальше мы ориентировались по подсказкам местных жителей, чтобы попасть на виллу, нужно выходить на небольшой развязке Strada Provinciale Maremmana Inferiore , там, где от нее на юго-восток отходит Via Della R оsolina . Указателей «Вилла Адриана - Туда» здесь нет, но кто-нибудь из местных обязательно подскажет. Иначе автобус увезет дальше, в горы, в центр Тиволи. От остановки автобуса пройдем несколько кварталов по Виа Росолина, свернем на Via di Villa Adriana - тут уже есть указатель, - и вот они, билетные кассы, охраняемые бдительными стражами - черным котом и большим бежевым псом (в памяти всплыла картинка из «Энциклопедии собак» - мареммоабруццкая овчарка).

Цербер притомился и спит

Кроме нас, желающих наведаться на виллу в «такой ужасный дождь» ((с) - по словам девушки в кассе) не было. Поправив рюкзак, мы шагнули в тень высоких черных кипарисов.
Территория виллы гигантская (как предполагается, не менее 10 кв.километров), раскопано и доступно для осмотра далеко не все, но, даже несмотря на это, экскурсия займет почти целый день. Оставив на потом греческий театр слева, мы слали медленно подниматься по склону пологого известкового холма, который когда-то император Адриан выбрал для строительства своей загородной резиденции.

Адриан, без сомнения,относился к числу людей, одержимых тягой к путешествиям. Исколесив за десять лет всю империю, император даже скончаться умудрился не дома, в роскошных чертогах виллы, а в Байях. Место, выбранное императором-скитальцем для строительства гигантской виллы, находится в 25 километрах к северо-востоку от Рима, у подножия горной гряды. Строительство было начато в 118 году и закончено в 134 году, за четыре года до смерти Адриана.

Особо понравившиеся места Адриан увековечил в прекрасных постройках виллы: Печиле, Академия, Афинский Лицей в Греции, долина Темпе в Тессалья, Канопа в Египте . На вилле было все необходимое: огромный комплекс терм, пруды и бассейны, библиотека, театр, места для созерцания, роскошные сады. Не были забыты и казармы для личной гвардии.

Первое сооружение, встречающее туристов, - Печиле (Pechile , другое встречающееся на звание - Пойкил, в честь одноименной галереи в Афинах) - огромная площадь в виде вытянутого прямоугольника размером 232 на 97 метров, с северной стороны ограниченная высокой стеной, через ворота в которой и попадаешь сейчас на виллу. В центре Печиле находится глубокий бассейн, где в зеленоватой воде стоят большие черные рыбины.

Бассейн нехудожественно обнесен красно-белыми ленточными заграждениями, видимо, для защиты от рыбаков-любителей и случайных шустрых детей. По краям бассейна во времена Адриана располагались портики, причем спланированы они были так, что при любом положении солнца половина колоннады обязательно оказывалась в тени и прогуливаться там можно было в любое время. Назначение Печиле не вполне ясно - возможно, бассейн находился там изначально и был окружен колоннадой, возможно, это место использовалось как ипподром или стадион. Рядом с Печиле находятся помещения для обслуги и рабов, так называемые «Сто комнат» (Cent о Camerelle ). Сто комнат максимально удалены от жилых и развлекательных частей виллы. Если присмотреться, то рядом с Печиле кое-где можно увидеть раскопанные подземные коридоры - инфраструктура виллы предусматривала скрытое перемещение обслуги, чтобы не мозолила глаза и не портила пейзаж.

Подземные коридоры. Некоторые так широки, что внутри могла пройти небольшая повозка или тележка

Дом с тремя экседрами, слева видны загадочные алтари

Двор Дома с тремя экседрами

Тончайшая резьба на базе однй из колонн

Интересное здание в форме листа клевера, почти примыкающее к Печиле - это Дом с тремя экседрами , богато украшенное небольшими колоннадами оно, вероятно, использовалось для гимнастических упражнений. Внутри здания находился фонтан. В экседрах сохранились остатки загадочных то ли столов, то ли алтарей - сложенные из кирпича невысокие столбики, увенчанные плоскими мраморными столешницами.

Одна из экседр

Пройдя немного дальше, попадаем к небольшим женским (малым) термам, внутрь которых, пока никто не видит, можно проникнуть по деревянным мосткам. Своды терм не обрушились и кое-где на них видны следы росписей, традиционный пурпурный веселый цвет. Здесь все уютное, камерное, вполне сопоставимо по размерам с современным спа-комплексом. Женские термы имели свой собственный бассейн.

Малые термы. Все очень компактно и уютно

Роспись потолка

Кое-где сохранилось плиточное покрытие пола

Справа от малых терм расположены циклопические арки Мужских (Больших) терм - мощное и весьма впечатляющее сооружение. К термам примыкал служебный двор, палестра для занятий спортом, а также закрытая зала для игры в мяч. Мужские термы были оборудованы двойной системой отопления, предусматривавшей подачу горячего сухого воздуха и горячего влажного пара. Хорошо сохранился купол кальдария, а в углах арок кое-где можно увидеть остатки штукатурки с росписями.

Палестра Больших Терм

Под сводом, за колоннами, находился бассейн

Замыкает банную площадь прекрасно сохранившееся здание Претории - казарм личной гвардии. Это многоэтажное сооружение, сверху донизу прорезанное узкими арками, вероятно, выполнявшими роль окон. К сожалению, все проемы забраны решетками и даже подобраться, чтобы заглянуть внутрь, нельзя. Перед Преторией расположен дабиринт каких-то хозяйственных помещений. в которых кое-где сохранилась расписанная штукатурка.

За Преторией перед нами открывается спокойная водная гладь самого знаменитого сооружения виллы - Канопы . Между двух холмов в узкой долине устроен бассейн 119х18 метров, обнесенный колоннадой и украшенный статуями. Сооружение посвящено памяти фаворита Адриана - красавца Антиноя, утонувшего в 130 г. в Ниле у города Каноп при невыясненных, как бы сказали сейчас, обстоятельствах. После смерти Антиной был обожествлен как умирающий и воскресающий бог.

В конце бассейна располагалось сложное в архитектурном плане сооружение, которое, вероятнее всего, было посвящено богу Серапису. Вот как описывает его Поль Гиро: За Пойкилом тянулась удлиненная равнина, которую археологи назвали Канопом. В глубине ее была обширная ниша или абсида, которая служила в одно и то же время и храмом, и водоемом. В середине абсиды в особом углублении стояла, вероятно, статуя Сераписа. У боковых стен в меньших нишах были изображения других египетских богов. Со всех концов здания обильно текла вода. Она лилась по мраморным ступенькам или через целый ряд бассейнов, расположенных один выше другого, и стекала наконец в полукруглый водоем. Через этот водоем был перекинут мостик, украшенный колоннами, которые поддерживали свод; по этому мостику можно было перейти с одного края бассейна на другой и вблизи любоваться водопадами. Вода текла под мостом и выливалась в канал, занимавший всю середину долины; он имел двести двадцать метров в длину и восемьдесят в ширину. Здесь стояли изящные суда, сделанные, без сомнения, по образцу александрийских гондол, и предназначенные для императора и его друзей; до сих пор еще на набережной можно видеть остатки лестницы, по которой они сходили на суда, когда хотели прокатиться по каналу. На одном берегу его найдены были развалины около двадцати двухэтажных зал, осененных прекрасным портиком. Может быть, это было подражание тем гостиницам, в которых с таким удовольствием останавливался и отдыхал путешественник, отправлявшийся в Каноп.

Даже сейчас Серапеум представляет собой внушительное зрелище, в бассейне лежат остатки рухнувшего свода. Две лесенки ведут наверх, но они - обманки, дальше дороги нет.

Над Канопой растут пинии, в тени которых хорошо устроить небольшой привал. Правда, мы прятались там не от солнца, а от дождя, рябившего зеленую воду Канопы.

А вот отдохнув, стоит углубиться в оливковую рощу за зданием маленького музея Канопы - там располагается интересное, незаслуженно забытое путеводителями сооружение - обзорная башня Rocca Bruna . Башня стоит на самом краю холмистого плато и с нее открывается прекрасный вид на Кампанью, далекий Рим и возвышающиеся невдалеке Тибуртинские горы. К обзорной площадке сейчас, как и во времена Адриана, ведет пандус, достаточной скользкий во время дождей. Известно, что Адриан увлекался астрономией - возможно, именно в этой башне он следил за движением небесных тел.

Вдоволь налюбовавшись пейзажем, отправляется обратно, к личным покоям императора.

Эта часть виллы очень запутана, но осмотреть стоит все.

Золотая площадь . Дождь льет как из ведра

Смысловым центром здесь является Золотая Площадь (Piazza D Oro ), почти квадратный атриум 51 на 61 метр, как и Печиле, окруженный двойной колоннадой. В центре южной стороны площади находился элегантный восьмиугольный зал, соединявшийся с императорским дворцом посредством крытой галереи - возможно, здесь происходили официальные аудиенции.

Зал для приемов

Сохранились фрагменты мраморного мощения Золотой площади.

Посмотрим основные помещения дворца.

В специальном здании находились казармы вигилиев (vigilii ), ночной стражи, охранявшей покой обитателей виллы в темное время суток.

Казармы - простое строение без затей

Развлечения ради во дворце был устроен рыбный пруд (peschiera ) - бассейн, ограждение которого имело специальные ниши для любителей порыбачить. Отсюда открывается прекрасный вид на долину Тиволи.

Зал дорических пилястр , в одном углу которого сохранились шесть квадратных колонн, украшенных штукатуркой, вероятнее всего, использовался судебной администрацией.

Сам дворец, точнее, та часть помещений, которые использовались как частные жилые покои императора, построена самой высокой точке холмистой террасы - в прежние времена оттуда, должно быть, открывался эффектный вид.

Отдельные покои были отведены под большую библиотеку с садом, в котором находится очень интересный фонтанв виде двух восьмиугольных небольших бассейнов, соединенных каналом. Библиотека делилась на римскую и греческую.

Фонтан и канал

Партер перед библиотекой

Недалеко от библиотеки находится Зала Философов , огромный купол которой хорошо сохранился. Здесь полагалось предаваться философским размышлениям и вести соответствующие беседы.

Зала философов

Одно из уникальнейших зданий античности - так называемый Морской Театр (Teatro Marittimo ), известное также как Вилла на острове. Это круглое в плане сооружение сложной архитектуры, примыкающее к Зале Философов. В центре его, окруженное каналом, облицованным белым мрамором, находилось причудливое скопление крошечных комнат, объединенных маленьким квадратным двориком - в центре его, вероятно, находилась статуя или фонтан. Для каких целей использовалось это чудесное строение - неизвестно. Возможно, император обретал там уединение, поднимая перекидной мостик через канал. Мы обошли Виллу на острове по периметру, удивляясь ее легкости и изяществу.

Во дворце сохранилась большая панорамная терраса, хозяйственные помещения нижних ярусов, множество безымянных покоев и двориков.

Известно, что Адриан, тяжело болевший в последние годы жизни, планировал воспроизвести на вилле Тартар и Елисейские поля, но было ли это желание реализовано и где - до сих пор остается загадкой. Если посмотреть на план виллы на официальном сайте музея http://www.villa-adriana.net/ , то видно, что вся восточная часть (Верхние дворы, где, возможно, и находилась воссозданная Долина смертной тени (Inferi )) закрыта для туристов.

Давя ногами сизые оливки, отправились в обратный путь - мимо черных кипарисов, спящих рыб Печиле, под моросящим дождем. На верхней парковке стоит небольшой домик с реконструкцией виллы - ее удобнее и понятнее осмотреть после посещения.

Перед выходом с виллы заглянули и в Греческий театр - печальные, скрытые землей руины.

После смерти императора вилла использовалась в качестве летней резиденции, император Диоклетиан даже осуществил ее реставрацию. Однако Константин Великий вывезя в Константинополь множество ценностей и скульптур, фактически положил начало ее разграблению, довершенному готами и, в более позднее время, - ренессансными любителями бесплатного мрамора. Однако тихие, поросшие оливами и розовым олеандром холмы скрывают еще много интересного.


кот возмущен - он не собака, но его не пускают тоже

Одним из самых известных римских императоров был Адриан. Свою популярность он получил как архитектор, художник и философ. Многие известные сооружения того времени были построены благодаря ему. Также император очень любил путешествовать, где его всегда сопровождала свита художников, проводящих зарисовки увиденных достопримечательностей. Не удивительно, что человек с такими интересами на склоне лет решил построить для себя что-то удивительное и в то же время спокойное, способствующее уединению и погружению в себя. Таким сооружением и стала вилла императора Адриана в Тиволи.

Вилла Адриана в Тиволи

Местом для строительства был выбран участок, принадлежавший жене Адриана. Он находился у склона Тибуртинских гор в 30 километрах от Рима. Именно здесь в 125 году нашей эры началось строительство виллы Адриана в Тиволи. Строительство продолжалось вплоть до смерти Адриана. Говорят, что император лично разрабатывал проект для своего творения.

На огромной территории в 120 гектаров развернулись живописные пруды и парки. Здесь же расположены разнообразные постройки – библиотеки, театр, сады, покои императора, термы, музей, башня, храм, академия, здания для охраны, рабов, обслуживающего персонала. Здесь нашли отражения все путешествия императора Адриана, вилла императора Адриана объединила в себе египетскую, греческую, восточную культуры. Интересны и местные портики, они были умышленно занижены, чтобы император мог чувствовать себя выше.

Для украшения виллы императора Адриана в Тиволи сюда доставляли копии и подлинники известных на то время произведений искусства - фрески, кариатиды, скульптуры. Выделяется и общая продуманность сооружения, здесь все предназначено именно для спокойной жизни императора. Даже для того, чтобы избавиться от лишнего шума и надоедливого персонала, были оборудованы подземные дороги для повозок и людей.

Зал философов

Канопа

Вилла Адриана в Тиволи по своему размеру и количеству построек действительно является уникальным сооружением и достоянием человеческой культуры.

Тиволи (в древности Тибур) находится в 35 км от Рима на на склонах Тибуртинских гор. Со времен древнеримской республики являлся популярным летним курортом, привлекательным прохладным и свежим воздухом, живописными видами, целебными источниками и водопадами...

Немного логистики...
Малобюджетно добраться в Тиволи можно на электричке от вокзала Тибуртина или же на автобусе от станции Ponte
Mammolo (метро, линия B). Решили туда на автобусе, заодно ознакомиться с районом Ponte Mammolo, упоминаемом в
романе П.П.Пазолини "Шпана"(Ragazzi di Vita), а обратно на электричке.Билеты на автобусы системы Cotral приобретаются в пиццерии.Очень долго обьяснял английским бабушкам (на дальнем плане), которых спас от бесцельных поисков кассы или автомата, что для Италии это - нор-маль-но:-).

Обилеченные бабушки выходят на терминал, на поручнях и около, кучкуется арабская молодежь, их роль будет выяснена
позднее...

Посадочный терминал. Там где народа мало, значит, что автобусы отходят не в Тиволи...

Посадка в автобус до Тиволи выглядит как-то так (фото из инета)...вот тут и проявляются смуглые хлопчики, выжидающие
поодаль момента открытия дверей и спуртующие в обход более-менее цивилизованной очереди. Судя по молниеносным и
слаженным действиям стаи, это их постоянная практика. Но сегодня был не их день Потомки великих империй быстро организовали новую Антанту и дали решительный отпор диким басурманам. Русский танкист-гвардеец (ДМБ-86) отжимал аки Балу бандарлогов, дикарей от заветной двери, нежно припечатывая особо упорных к корпусу автобуса малотолератными
110-ю килограммами веса (хотя и болел всегда за "Спартак", но мастерство Александра Павловича Рагулина сильно уважал),
а внучатые племянницы адмирала Нельсона споро и ловко кололи зонтиками бастардов, просачивающихся в обход...

В общем, затея ехать автобусом, мягко говоря - неоптимальная. Не советую. Кроме спортивного характера посадки,
это и получасовое ожидание автобуса, который ходит по расписанию каждые 15 минут. Причина сбоев в расписании в
общем-то прозаична - via Tiburtina, основная вылетная трасса северо-востока Рима - однополосная, на вьезде город в
первой половине дня сильная пробка. Кроме того, автобус останавливается на любой остановке по требованию и
время в пути сильно отличается от заявленного. Да и состав пассажиров оставляет желать лучшего, арабы сменяются индусами, индусы неграми, негры албанцами и т.д., в зависимости от национального состава проживания местечка,
мимо которого следует автобус. Вся эта публика не производит впечатления зажиточного или хотя бы худо-бедно адаптировавшегося социального слоя, большая часть из них откровенно бомжацкого типа, воздух не озонирующего...
В довершение и район Понте Маммоло обозреть не удалось, с терминала ничего не видно, как и с трассы...

Окрестности Тиволи - вид на западную низину....

Неучтенные и заброшенные античные элементы...

Севернее, заброшенные средневековые элементы...

А вот восточная, горная сторона выглядит бодро и гламурно...

Примерно в 6 километрах от Тиволи - Вилла Адриана. Построена в 118-134 г.г. н.э. в качестве летней резиденции императора Адриана.Страсть к искусству и путешествиям Адриана выразилась в построеннии и названии обьектов виллы в честь знаменитых мест и памятников посещенным им в пределах империи. После смерти Адриана его семья и преемники еще пользовались виллой в качестве летней резиденции, но впоследствие практически забыли о ней. В конце III века Диоклетиан провел реставрацию, но уже Константин положил начало окончательному упадку - вывез ряд произведений в Константинополь, чей почин успешно продолжили в VI веке варвары, после которых оставшийся мрамор пережигали на цемент, а оставшиеся статуи и прочие предметы искусства растаскивали по музеям и частным коллекциям. Только в 1870 г. памятник был обьявлен собственностью государства, начались раскопки и реставрационные работы...

Вилла с высоты птичьего полета...

Схема расположения объектов...

Макет виллы...

Сохранившийся участок стены...

По другую ее сторону - Pecile, прямоугольная площадь с озером в центре с двухсторонними портиками(разрушены), по одной
из версий напоминающими императору колоннаду в Афинах...

Останки Palazzo - дворца-резиденции Адриана...

Canopo - водоем в долине между двумя возвышенностями украшенный кариатидами и другими архитектурными элементами,
Сооружение реконструирует святилище бога Сераписа близ Александрии...

Serapeo - имитация того самого храма...

Канопа - один из самых живописных уголков виллы...

Просто рай для фотографов:-)...

Другое, не менее замечательное красотой сооружение - Teatro Maritimo, Морской театр или по-другому Островная вилла. Это
кольцевой канал, окружающий круглый остров с небольшой виллой. Вокруг канала арочная галерея с ионическими колоннами.
Предположительно на острове была личная студия Адриана для уединенных занятий живописью и архитектурой...

Зал дорийских пилястров, предположительное назначение - для судебной администрации...

Останки греческого театра...

Греческая библиотека...

Зал философии...

Вилла не могла быть без собственных культовых сооружений. Храм Венеры...

И естественно, без терм. Без терм не вилла, а так, дачных домик на 6 сотках. Терм было три - Большие (Grande Therme) -
для джентельменов, Малые (Piccole Therme) - для дам. Еще были особые, инновационные, с солнечным отоплением - для продвинутых юзеров:-)...

Большие Термы изнутри, где-то между калидарием и фригидарием:-)...

Сохранившаяся напольная античная мозаика...

А это Cento Camerelle ("сто комнатушек") , предположительно - помещения для обслуживающего персонала. В нижней части
обнаружена подземная дорога, ведущая к Термам и другим зданиям. Возможно, для избавления знатных господ от
лицезрения плебса, хотя и не исключена версия, чтобы не поднималась пыль от скоростных передвижений обслуги...

Это не все, далеко не все. Три часа на осмотр виллы, самый ничтожный минимум, для вдумчивого изучения, здесь
необходимо по самой крайней мере полдня, ну а если взять приличную технику и заняться красивыми фонами и ракурсами,
то - до заката...
Очень жаль, что такие две жемчужины - вилла Адриана и вилла д"Эсте расположены рядом и прямо-таки провоцируют на посещение их за одну поездку...

Вилла Д"Эсте находится непосредственно в Тиволи на месте бывшего бенедектинского монастыря.В XVI веке кардинал
Ипполито д"Эсте получил участок во владение и активно принялся за его расширение и благоустройство. Кардинал происходил из известного клана Борджиа, людей небедных, привыкших к роскоши и крайне амбициозных...

Здание виллы, больше соответствующее категории "замок", выглядит довольно строго, но это с лихвой компенсировалось
роскошью внутренних интерьеров. Кроме шика внутреннего убранства наверняка, есть немалое количество, подобающего
такого рода сооружениям, скелетов в шкафах, мрачных темниц и историй с быстродействующими ядами, но это скорей для
экскурсии в холодные времена года...

Ибо в солнечный погожий денек не очень располагает на такого рода инфернальность, посему экскурсию по вилле неудержимо тянет секвестировать в пользу прогулки на свежем воздухе, по замечательному саду с террасами и фонтанами...

Фонтан Ovato ("Овальный"), по сторонам аллегорические фигуры рек...

Наверху статуя Сибиллы...

Vialle delle Сento Fontane (аллея Ста фонтанов)...

В верхней части однотипные орлы, гербовая птица семейства д"Эсте...

А вот снизу, существа разные, слева похожее на волка, в середине - обезьяна или чебурашка, справа вообще непонятная
шмакозяка:-)...

Fontana dei Draghi (Фонтан Драконов)...

Рядом со сказочным персонажами - драконами, соседствуют вполне реалистичные дельфины. Эклектика, однако:-)...

Rometta - "маленький Рим", с аллегорическими макетами известных мест и фигур Вечного города...

Peschiere - рыбные пруды, с цитрусовыми наноплантациями по периметру...

Рыбки несерьезные, одна плотва мелочь.Возможно, не сезон...

Цитрусовые тоже невелики...

Даже созревшие...

Каскад рыбопрудов заканчивается величественным Fontana di Nettuno...

Нептуна раздражают фотовспышки, в присутственное время он прячется за толщей водного потока...

Над фонтаном Нептуна, фонтан Органа (Fontana dell" Organo), в старые, добрые времена воспроизводил музыкальные
мелодии, благодаря вмонтированному в него специальному органу, звучащему от воздуха прогонямого сквозь трубы
под напором воды...

Техника...Фотоаппарат в руках дикаря...женщины - кусок мертвого железа...средство для заваливания горизонта и
обрезания фрагментов...

Струя не обрезана, горизонт не завален....

Ну обрезалось чутка...дык совсем маненько, зато какая композиция, как подан свет:-)))...

Как и у фонтана Треви, здесь есть свой монетозаборник...

Видите монеты?...я тоже не вижу...но они есть!(с):-)...

Кроме больших артикульных фонтанов, есть масса безымянных, возможно даже неучтенных. Хотя в каком-то источнике называлась общая ровная суммарная цифра 500...

Не все работают, а жаль, очень изящный замысел...

Парк виллы д"Эсте это не только фонтаны. Вот такое дерево, снисходительно поглядывает не только на новорожденое
Средневековье, но и на розовощекую Античность...

Его молодость похоже, бурлила во времена динозавров и ледникового периода...

Не только флора, но и фауна...

Сам город в районе виллы д"Эcте, в центральной своей части, малоинтересен. За исключением только крепости Rocca
Pia, построенной в XV веке одноименным папой за номером II, который не только построил но и многозначительно
провозгласил - "Легче захватить Рим, владея Тиволи, чем взять Тиволи, владея Римом"...

А вот в своей верхней части, именуемой вилла Грегориана, очень даже интересен. Вилла Грегориана это парк с крутыми склонами, водопадами и гротами, созданными в течение многих веков водами реки Анньене. Парк назван в честь папы Григория XVI, начавшему в XIX веке строительство тоннеля для спасения от наводнений. В результате был создан еще
один водопад Grande Cascata (фото его ниже)...

Эта часть города представляет классическое итальянское, так называемое, "застывшее Средневековье"...

Не такое каноническое конечно, как в Civita di Bagnoredgio, но весьма достойное прогулки...

Среди таких домиков...

По таким улочкам...

И таким переулкам...

Здесь, то ли жил, то ли просто мимо проходил, какой-то Мавр...

Двери здесь некомфортно низковаты...

А лестницы, некомфортно крутоваты...

Часто встречающаяся в Италии инсталляция, нечто вроде колесной ступицы замурованной в стену, когда ее вижу под
рукой никого нет, чтобы спросить, потом забываю...Может кто знает смысл?...

Итальянская классика не требующая расшифровки - Средневековье, скутер и котэ....

Хорошо видимо отобедал, чужеземный дядя абсолютно фиолетов...

Останки Античности - храм Весты, а слева гостиница-ресторан Sibilla, одна из целей Тивольского вояжа...

Но сначала культурная программа. Антика превыше всего:-). Справа храм Весты, слева храм Сибиллы...

Теперь можно и закрепить культурные завоевания, практическим изучением природных богатствах земли италийской и
культуры населяющего ее народа, в плане кулинарного экскурса. Единственный ресторан в городе, рекомендуемый авторитетным Gambero Rosso , работающий в режиме pranzo-cena (остальные только cena(ужин). Изучив его сайт , я
понял, что обедать будем только здесь! И не потому что, такой роскошный предбанник:-)...

Такой внутренний интерьер (есть еще изысканный банкетный зал)...

Не потому что, можно контролировать не вставая из-за столика, действия повара у печи...

И не потому что, его посещали такие вот люди...

Не какие-то звезды Голливуда, паче того, российкого шоубиза...

А августейшие и прочие коронованные особы...

В том числе и наши!...

А вот из-за такого антуража...

Мечтал сесть в непосредственной близости от храма Весты...

Чтобы, как бы невзначай, касаться Вечности локтем, но в этот день те столы не накрывались...

Занятая позиция впрочем, тоже была весьма неплоха...

Есть еще и такие посадочные места, с потрясающим видом...

Почему-то вспомнилось нетленное из "Каказской пленницы" - "три порции шашлыка - выбросила в пропасть".
Тот самый, упомянутый выше, водопад Grande Cascata...

Ресторан расчитан безусловно, в основном на туристов, но отношение к гостям не такое, как в некоторых римских,
находящихся в эпицентрах турпотоков. Где слишком четко понимают, что на твое место сразу придет очередной миллион
таких же туристов. Нас радушно встретили и усадили без двадцати три, не сообщая с унылой физиономией, что кухня уже закрылась и вообще...Даже не пришлось оправдываться, что наш график сбился из-за безобразной автобусодоставки.:-)
Никто не торопился на перерыв, приняли, накормили, обогрели.Собственно из-за этого временного нюанса на фото
ресторан и выглядит таким пустынным:-)..
Безукоризненный сервис и блестящая кухня. Немного креативная, но в меру.
На антипасти, далее оказалось, что и вместопасти:-) - fiori di zucca, цветки цуккини в кляре на мотив cucina romana ebraica, но моцарелла отдельно подушкой, анчоус тоже отдельно, плюс бонусный овощной сорбет (паприка, томат, морковь и чего-то там еще)...

На второе abbacchio (из абруццианского ягненка)...

И straccetti di rombo (рыба тюрбо, разновидность камбалы) con zuccini...

На десерт семифреддо, лимонный сорбет и печеньки - комплимент от шеф-повара...

Все это под аккомпанимент веселенького зверька от Серджио Моттура. За последнее десятилетие Лацио очень
сильно прибавило в номинации сухое красное, выпустив с десяток топовых румяных вин. Видимо, наскучило
позиционироваться как чисто "белый регион"....

Бюджет такой, что всех московских рестораторов, ВСЕХ!, хочется загнать в camera del gas, убить об стену, после утопить,
а потом сжечь в печи. А на пепелище долго-долго отплясывать качучу, тарантеллу, джигу-дрыгу и хард-басс.
Утопить можно в этом туалете, хотя наврядли стоить портить такой изящный, подчеркивающий общий уровень,
уголок отдыха:-)...

К ужину пол наверняка подмоют:-)...

Обратно железной дорогой. "Заканчивайте курить, идите в вагон, поезд отправляется!" - вопит и жестикулирует кондуктор.
Хотя до офицального времени отправления еще 7 минут. Но поезд реально отошел через 2 минуты, т.е. на 5 минут
раньше. Дуче перевернулся в гробу, в его времена,говорят, поезда не опаздывали, ходили по расписанию, но чтоб
заранее...Amo l"Italia:-)

Интернет