История ZX Spectrum: Мифы и реальность. Проекты Altera Quartus II для платы Марсоход2 Spectrum компьютер что в нем ценного внутри

Компьютер поступил в продажу 23 апреля 1982 года и имел стоимость £125 для варианта с 16 КБ ОЗУ и £175 для варианта с 48 КБ. Впоследствии цена была снижена до £99 и £129 соответственно.

Главным достоинством и достижением компьютера являлась его низкая стоимость. Однако, она была достигнута за счёт экономии на всех составляющих и снижения технических характеристик по сравнению с другими домашними компьютерами того времени.

Аппаратная часть компьютера разработал Ричард Альтвассер (Richard Altwasser). Встроенное ПО (интерпретатор BASIC в ПЗУ) разрабатывался фирмой Nine Tiles , непосредственно Стивеном Виккерсом (Steven Vickers). Дизайн внешнего вида компьютера выполнен Риком Дикинсоном (Rick Dickinson). В комплект компьютера входила кассета с ПО фирмы Psion (на кассете имелась Arkanoid -подобная игра, написанная на BASIC).

Среди пользователей распространена уменьшительная форма названия компьютера - Speccy , применяемая для всех компьютеров линейки ZX Spectrum. Впервые это название было использовано в журнале Your Sinclair ? На русском языке этот вариант названия произносится как спекки , однако некоторое распространение имеет ошибочное произношение спейси . Оригинальный источник, распространивший подобное произношение, неизвестен.

В 1990-х годах в России компьютеры, совместимые с ZX Spectrum, часто называли синклерами (по названию производителя). Такой вариант названия некорректен, так как ZX Spectrum не является единственным компьютером, выпущенным компанией Sinclair Research.

Также в отечественной литературе часто встречается неправильное написание полного названия - ZX-Spectrum . В оригинальной литературе и надписи на корпусе компьютера дефис отсутствует.

Характеристики

  • Процессор: Zilog Z80A на частоте 3.5 МГц
  • ОЗУ : 16 КБ в минимальной конфигурации, 48 КБ в полноценной
  • Видео: единственный видеорежим - графический 256 x 192 точек, 8 цветов с двумя уровнями яркости
  • Клавиатура: резиновая 40-кнопочная для оригинальной модели, пластиковая 58-кнопочная для Spectrum+
  • Разъёмы:
    • Cистемный разъём
    • MIC - выход записи на магнитофон
    • EAR - вход чтения с магнитофона
    • Высокочастотный ТВ-выход (стандарт PAL)

Версии плат

Всего за время выпуска ZX Spectrum и ZX Spectrum+ выпускалось 6 версий плат.

Разница в цене между вариантами с 16 и 48 килобайтами памяти была меньше, чем стоимость любых комплектов для расширения памяти.

По просьбе немногочисленных хабралюдей, даю телеграмму по поводу состояния дел zx-specurum-а в наши дни. К сожалению, написать абсолютно про всё у меня не получится, поэтому сделаю краткий обзор современного железа и эмуляторов, на которых это железо можно виртуально пощупать.

Писать буду для обычного хабрачеловека, не спектрумиста:), так что для более детальной информации используйте ссылки в конце статьи.

Что такое для вас spectrum? Наверное, это тёплый ламповый звук загрузки с магнитофона, Manic Miner и Elite. Возможно, это TR-DOS, 128кб памяти и музыкальный чип AY. А может быть это Scorpion-256, ATM Turbo или даже Profi.

В любом случае, всё это безнадёжно устарело, завалено пылью на шкафах, и, наверное, даже не работает, но, тем не менее, пару слов о «классическом ex-USSR спектруме»:

CPU : Z80, 3.5 MHz. Возможна турба до неполных 7 MHz
RAM : от 48Kb до 1Mb
Sound : бипер, AY чип (синтезированный 3х-канальный звук)
Tape : есть
FDD : 720кб дискеты (по умолчанию TR-DOS поддерживает только 640кб)
HDD : возможно подключение, наиболее полная программная поддержка в системе is-dos

Хотя, малый размер видеопамяти позволяет процессору на 3MHz легче справляться с выводом графики, результат часто не оправдывает ожиданий.

Навороты графики

Кроме давно известных режимов "аппаратный multicolor ", 512x256 и Gigascreen , ещё бывают:

384x304 - область экрана расширяется до 384x304 пикселей, остальное остаётся прежним (атрибуты на квадратик 8x8). Из-за сложности реализации на клонах спектрума отличных от Pentagon и ужасной адресации видеопамяти (расширенная область поделена на 9 блоков, раскиданных по памяти), распространения не получил. speccy.info/384x304

16 colors per pixel - как следует из названия, даёт спектрумистам то, о чём раньше они могли только мечтать - каждая точка на экране своим цветом. Однако размер видеопамяти увеличивается в 4 раза, и кроме того, на реальном спектруме притормаживает процессор (поэтому используется обычно только в турбо режиме). Тем не менее, режим многообещающий, есть несколько игр и demo. speccy.info/16col

256 colors per 2 pixels - «апгрейд» режима 16col. Две соседние точки сдваиваются, и получается режим 128x192 при 256 цветах. Поддержка в железе экспериментальная, и без изменяемой палитры малопригоден к использованию.

Flash-Color - за счёт смешивания INK и PAPER, достигается около 46 различных цветов. Однако так как используются всё те же атрибуты (на блок 8x8 пикселей), на деле выглядит не очень. speccy.info/Flash_color


16col+palette+gigascreen

Программируемая палитра - тот самый наворот, который жизненно необходим режимам 16col и 256col . Есть несколько вариантов решений; один из них - realddp.narod.ru/zx/pal444

Навороты звука

Помимо Covox , Sound Drive , DMA Ultrasound и General Sound , выпущенных ещё в каменном веке:), были придуманы такие устройства:

TS (Turbo Sound) - представляет собой ещё один звуковой процессор AY, расширяя количество каналов звука до шести. www.nedopc.com/TURBOSOUND/ts.php

TSFM (Turbo Sound FM) - «апгрейд» режима Turbo Sound. Помимо 6 каналов AY-звука, добавляется 6-канальный звуковой чип (FM синтез, аналогичен чипу, используемому в приставке Sega Mega Drive). www.nedopc.com/TURBOSOUND/ts-fm.php

Neo GS - обновлённый вариант платы General Sound . Как и General Sound , представляет собой, по сути, отдельный компьютер со своим процессором (Z80 на частоте 12MHz для GS , 24MHz для NGS ), памятью (от 128Kb до 2Mb) и звуковым модулем: 4 (8 для NGS ) канала звука, проигрывающих сэмплы из памяти. В Neo GS помимо этого присутствуют SD/MMC ридер, аппаратный декодер mp3 и DMA режим обмена данными с памятью спектрума. Neo GS так же может использоваться как акселератор для вычислений - в память устройства можно загружать произвольный код (в обычный GS тоже, но в отличие от NGS , в обычном GS не было DMA - отсюда очень медленная скорость обмена информацией между спектрумом и GS ). www.nedopc.com/gs/ngs.php

ZX Evolution

ZX Evolution или PentEvo - это самый современный спектрум. В отличие от других (не столь современных) спектрумов, в пентеве на борту есть всё необходимое современному человеку - встроенный контроллер PS/2 клавиатуры и мыши, контроллеры дисковода и винчестера, SD card ридер, RS232 (ака COM порт).

Еще есть очень важная особенность - на борту есть скандаблер, что позволяет подключить пентеву почти к любому VGA монитору (хоть LCD); так что теперь не надо покупать TV-тюнеры, EGA-мониторы и телевизоры.

Нельзя не упомянуть про наличие FPGA на плате; это позволяет менять конфигурацию компьютера без паяльника (не на лету, как можно было в Sprinter, но тоже весьма неплохо).

ZXMC (ZX_Multi_Card) - очень многофункциональное устройство. Позволяет подключить к спектруму обычную PC клавиатуру и мышку. Имеет на борту порт RS232, более известный как COM порт (позволяя подключить, например, модем), и часы реального времени (RTC). zx.pk.ru/showthread.php?t=609

Эмуляторы

Все эмуляторы ниже рассчитаны на эмуляцию современного спектрума, а не старой доброй чёрной коробки с резиновыми клавишами:)

Win32

Unreal Speccy - эмулятор, поддерживающий максимальное количество нового железа (включая Neo GS). zx.pk.ru/showthread.php?t=1512 , dlcorp.ucoz.ru/forum/23

Unreal Speccy PPC - порт для PocketPC (старой версии, новых версий нет). Несмотря на проблемы (иногда «отключается» дисковод), лучшего для PocketPC не существует. В настоящий момент разработка остановлена.

Попробуем запустить ZX Spectrum в плате Марсоход2...

В начале восьмидесятых годов британская компания Sinclair Research Ltd выпустила домашний компьютер ZX Spectrum 48, главным достоинством которого, как и предыдущих моделей в лице Sinclair ZX80 и Sinclair ZX81 стала невысокая стоимость. Благодаря дешевизне, а также обилию разнообразных систем-клонов, ZX Spectrum обрёл огромную популярность, а на территории бывшего Советского Союза компьютер и вовсе получил культовый статус. Интерес к "Спекки" начал спадать во второй половине девяностых годов, когда пользователи начали массово переходить на более продвинутые персональные компьютеры, однако многие из тех, кто застал период расцвета ZX Spectrum, до сих пор помнят загрузку "полосами" картинки-заставки игр с аудиокассет. Именно игр – хотя ZX Spectrum и не был мощной платформой, а его возможности в плане вывода графики были сильно ограничены, для компьютера было выпущено немало видеоигр, некоторые из которых могли приковать к монитору на долгие часы.

Вот так выглядел оригинальный ZX Spectrum снаружи...

...и внутри

В основе ZX Spectrum лежал процессор Zilog Z80 с частотой 3.5 МГц. Впоследствии появлялись модификации компьютера, оснащённые специальной кнопкой, разгонявшей CPU до 7 и даже до 14 МГц. Также оригинальная версия ZX Spectrum могла иметь 16 или 48 Кбайт оперативной памяти, однако позже была выпущена модель с 128 Кбайт памяти. Интересно, что разрядность адресной шины не позволяла Спекки работать напрямую с таким объёмом ОЗУ, и в архитектуре компьютера появились "костыли" в виде страничной адресации.

Кстати говоря, название "Spectrum" выбрано не случайно – это должно было подчеркнуть возможность вывода цветного изображения. В палитру входило 8 цветов: синий, красный, фиолетовый, зелёный, голубой, жёлтый, белый и чёрный. Каждый цвет мог иметь один из двух уровней яркости (на чёрный это не распространялось), таким образом, всего ZX Spectrum мог воспроизводить до 15 различных цветов и оттенков. В ОЗУ компьютера целых 6912 байт памяти было выделено для видеоданных. Из них 6144 байта предназначались для отрисовки картинки с разрешением 256 х 192 пикселя (плюс "бордюр", который, правда, памяти не занимал), а ещё 768 байт определяли атрибуты "знакоместа" размером 8 на 8 точек – это были цвета "фона" и "рисунка", яркость и мигание. В ПЗУ ZX Spectrum был вшит интерпретатор языка BASIC (точнее говоря, Sinclair BASIC), а также простейшие реализации интерфейсов вывода текста, арифметических вычислений, клавиатуры, магнитофона, принтера и прочей периферии.

Палитра ZX Spectrum насчитывает всего 15 цветов

Во времена расцвета популярности ZX Spectrum существовало несчётное множество его "клонов" – компьютеров, к оригинальному детищу Sinclair Research Ltd отношения не имеющих, но использующих аналогичную по функциональности элементную базу и, соответственно, программное обеспечение. Некоторые из клонов собирались радиолюбителями из доступных деталей, что приводило к разнообразным упрощениям, другие, напротив, подвергались всякого рода модернизациям, позволявшими расширить возможности работы с памятью или графикой.

Кто сказал, что ZX Spectrum не пригоден для развлечений?

В новом тысячелетии "Спектрум" возродился в разнообразных программных эмуляторах, в последние годы добравшихся до планшетов и смартфонов. Но особняком среди эмуляторов остаются реализации ZX Spectrum на ПЛИС , которых, надо заметить, в природе тоже существует немало. Почему бы не создать свою версию знаменитого компьютера и для платы Марсоход2 ?

За основу проекта я решил взять оригинальный обучающий материал за авторством Ewgeny7 , который простым языком объясняет разнообразные аспекты языка VHDL на примере непосредственно создания ZX Spectrum. Данная реализация отличается простотой и опирается на ядро T80 (воплощение Z80 на языке VHDL), но предполагает использование микросхемы SRAM в качестве ОЗУ. На плате Марсоход2 установлена памяти типа SDRAM, что несколько осложняет задачу портирования, и именно решению этих трудностей будет посвящена вторая часть настоящей статьи.

Из предыдущего материала, который повествует об основных особенностях архитектурного устройства памяти SDRAM , мы знаем, что для этого типа ОЗУ характерны разнообразные задержки, а чтение или запись данных обычно представляет собой целую последовательность действий, которую выполняет специальный контроллер. С задержками я решил бороться путём увеличения тактовой частоты, подаваемой на микросхему памяти, относительно частоты самого "Спектрума": если последний довольствуется 14 МГц (и это "пиксельклок", используемый для вывода видеоданных, для самого процессора частота в итоге понижается до 3.5 МГц), то память работает на 70 МГц. Это позволяет надеяться, что за время между моментом, когда процессор запросит данные из ОЗУ, и моментом, когда он попытается считать эти данные со своей входной шины, контроллер успеет произвести все необходимые операции и извлечь нужную порцию информации из микросхемы SDRAM.

После необходимой "подмены", компиляции проекта и прошивки его в плату, Марсоход2 порадовал не серым экраном с лаконичной подписью компании-разработчика ZX Spectrum, а безобразной кашицей из цветов всей небогатой палитры этого компьютера. Анализ проблемы показал, что расчёты, выполненные в предыдущем абзаце, не совсем точны: если процессор действительно не замечает задержек, то видеоданные не успевают считываться из памяти даже на высокой частоте. Это связано с тем, что на чтение видеоданых выделяется крайне небольшое по продолжительности "окно", во время которого процессор бездействует и как бы отключается от общей шины памяти. Таким образом, попытки нарастить частоту памяти нужного эффекта не дали, а значит к решению проблемы нужно подходить с другой стороны.

Для начала отвлечёмся и посмотрим, как устроена память ZX Spectrum. Все данные существуют в едином адресном пространстве. Первую его часть – 16384 байта (0000h-4000h) – занимает ПЗУ, следом располагаются 6912 байт памяти видеоданных (4001h-5B00h), а оставшийся диапазон адресов уже используется непосредственно для ОЗУ.

После инициализации ПЗУ в ПЛИС на плате Марсоход2 остаётся ещё достаточно свободной памяти, которую я решил использовать в для размещения видеоданных. Для этого при помощи MegaWizard Plug-In Manager был создан модуль двухпортового ОЗУ на 8192 байта – этого более чем достаточно для размещения всех видеоданных. Основной модуль проекта пришлось расширить новыми выводами, которые будут интерфейсом взаимодействия между "Спектрумом" и видеопамятью. В целом, верхний модуль проекта выглядит так (кликнуть по изображению, чтобы увеличить):

Для управления новыми выводами потребовалось добавить немного логики. Так, данные на выходе video_wr_data будут браться с выходной шины процессора только тогда, когда процессор запрашивает запись по адресу из диапазона 4001h-5B00h. При этих же условиях будет активироваться сигнал video_wr_en , разрешающий запись данных в память, и, соответственно, video_wr_adr , отвечающий за передачу адреса данных видеопамяти, будет принимать значение младших 13 бит адресной шины процессора, если она обращается всё к тому же диапазону. Когда потребуется вывести видеоданные на экран, будет активирован сигнал video_rd_en , разрешающий чтение из памяти. Разумеется, сами данные будут браться с входа video_rd_data .

Очередная попытка скомпилировать проект и прошить его в плату, и мы можем наблюдать на экране такую картину:

ZX Spectrum в плате Марсоход2 загрузился и ожидает ввода команд!

Исходные данные этого проекта можно загрузить по ссылке:

Кстати говоря, проект обладает потенциалом для дальнейших улучшений: можно попробовать заменить ПЗУ на прошивку от более продвинутой модели "Спектрума" (требуется соответствующий образ с расширением.hex или.mif), что позволит, например, работать с большим объёмом оперативной памяти; добавить вывод звука и возможность загрузки программ с внешних устройств.

На этом статья подходит к концу. Если материал будет интересен, то я постараюсь вернуться к теме в ближайшее время и реализовать какие-нибудь улучшения для "Спектрума". Как всегда, вопросы, отзывы и пожаления можно оставить в комментариях.

  • Tags:

Комментарии

1 #35 aamor 30.06.2019 09:29

Цитата:

Каждый цвет мог иметь один из двух уровней яркости (на чёрный это не распространялось), таким образом, всего ZX Spectrum мог воспроизводить до 15 различных цветов и оттенков.

Распространялось. Но возможно не во всех моделях и эмуляторах (в некоторых эмуляторах нет и яркого синего). В эмуляторах ZXSpin и EmuZWin возможно отрегулировать желательный уровень палитры. В самих же программах яркий чёрный цвет предполагался. Всё таки стоит усовершенствовать эмуляторы, чтобы палитра была из целых 16 цветов.

2 #18 Chaosorg 26.03.2015 13:43

Цитирую gameuser:

Комп отжил свое.


Оппа. Ёоу. Йе...

Спектрум - детство. Детство. Оно бессмертно. Бессмертно. Просто морщится, сохнет, забывается. Но оно нам нравится, хотя... ссыхается...

Зеленые деревья, синее небо, пульс бытия, уф...
Запах канифоли, Светы по подъезду, Лены по курсу первому, Иры по потоку, Юноны (тоже бывает такое)...

Спектрум познаваем. Могу пощупать все с точностью - вплоть до транзистора, резистора, другой реальной фигни аппаратной.

И софт такой же...

Все заметили - экзамен про АПИ фирменные - зачем? - , даешь опенсорс, web, javascript, шейдеры

Все тоскуют по понятному - к тому и движемся...

Знаете ли вы, каким был первый массовый персональный компьютер? С чего началась эра персональных компьютеров? Некоторые могут даже помнить свой самый первый компьютер, которым являлся ZX Spectrum. Именно он является прародителем всех современных компьютеров. ZX Spectrum продержался на рынке более 10 лет, что в компьютерном мире считается большим достижением. Жизнь Спектрума была насыщенной, с множеством интересных фактов, мифов и заблуждений.

Для начала, познакомимся с человеком, который считается создателем ZX Spectrum. Его имя Клайв Синклер (Clive Marles Sinclair).

Клайв Марльз Синклер родился в городе Суррей (Surrey), под Ричмондом, 30 июля 1940 года. Его отец и дед были инженерами. Сам Клайв последовал по тем же стопам. Уже в 1962 году Синклер создаёт Sinclair Radionics, производит комплекты деталей для сборки радиоприёмников и усилителей звука. У компании стремительно растет репутация пионера в бытовой электронике.

С 1972 года компания производит электронные часы, портативные телевизоры и инструменты. В июле 1979 года Клайв Синклер уходит в отставку из Sinclair Radionics и учереждает новую компанию Sinclair Research Ltd. Отсюда и начинается история нашего ZX Spectrum.


Первый продукт Sinclair ZX80 произведен в феврале 1980 года, это был первый компьютер в мире стоимостью ниже 100 фунтов стерлингов. Его размеры были 218 × 170 × 50mm и весил он 340 грамм. ZX 80 нельзя было назвать очень удачным, тем не менее он начал довольно хорошо продаваться.


В 1981 последовал логичный выпуск новой версии – Sinclair ZX81. Он был гораздо дешевле предшественника и стоил 69 фунтов. За два года было произведено более миллиона ZX81 и Синклер заработал более 400 миллионов фунтов стерлингов. После продажи 10 % акции компании и раздачи 5 % акций своим служащим, он сохранил 85 % акций, что давало ему возможность принимать амбициозные и непрофессиональные решения.

ZX Spectrum 48


На волне успеха Sinclair Research выпускает свой самый популярный компьютер. Происходит это в 1982 году. «ZX Spectrum 48» имел 16 КБ ПЗУ , в которые был прошит диалект языка Бейсик, так называемый Sinclair BASIC . Эта же программа ПЗУ обеспечивала базовый ввод-вывод и пользовательский интерфейс.

С выпуском ZX Spectrum были огромные проблемы. На компанию Синклера посыпалось огромное количество заказов, до 40 тысяч. Реальная возможность была производить лишь 5000 ZX Spectrum в месяц. Синклер постоянно врал в интервью, анонсировал выпуск MicroDrive, который должен был добавить дополнительные килобайты к модели Spectrum с ОЗУ в 16 килобайт. Заводы не справлялись с огромным количеством заказов, появились огромные очереди: 40 000 человек ждало от 4 до 5 месяцев свой ZX Spectrum, а Синклер периодически публично выступал, заверяя что ситуация исправлена и проблемы позади.

Вскоре правда всплывала. Репутация Синклера была сильно испорчена. Вопреки всеобщему заблуждению, Синклер сам практически ничего не понимал в архитектуре компьютеров, но зато принял участие в разработке клавиатуры для ZX Spectrum. В результате получилась ужаснейшая и неудобная резиновая клавиатура, от которой вскоре все отказались. Купить дополнительную клавиатуру можно было за 40 фунтов.


Несмотря на неудачи с ZX Spectrum, Клайв Синклер остается чрезвычайно популярным человеком в Великобритании. В основном за счет распространенности ZX81, продажи которого составляют 40% от количества всех продаваемых в Англии компьютеров. Компания вынуждена была выпустить новую версию Spectrum, чтобы не утратить доверие пользователей к этой платформе. С июня 1984 года разработчики готовили ZX Spectrum+, который был выпущен в октябре того же года.

Это был «Spectrum» c 48 КБ памяти, обновлённым корпусом и клавиатурой; на корпусе появилась кнопка сброса. Довольно быстро новая модель стала продаваться вдвое лучше предыдущей; тем не менее, некоторые продавцы говорили про высокий процент поломок. В добавок ко всему, ZX Spectrum+ поставлялся все с той же ужасной клавиатурой.


«Investronica» помогла адаптировать «ZX Spectrum+» к испанскому рынку после того, как испанское правительство обложило особым налогом все компьютеры с памятью в 64 КБ и ниже, не поддерживающие испанский язык.

Новая модель содержала 128 КБ ОЗУ , трёхканальный звук через AY-3-8912, совместимость с MIDI , порт RS-232, RGB -выход на монитор, а также 32 КБ ПЗУ с улучшенным Бейсик-редактором.

Машина была впервые представлена и запущена в продажу в сентябре 1985 года в Испании. В Великобритании, из-за наличия большого числа нераспроданных «Spectrum+», продажи были отложены до февраля 1986 года; начальная цена была установлена в 179,95 фунтов.

Процессор Z80 имеет 16-разрядную шину адреса, что означает что он может напрямую адресовать только 64 КБ памяти. Для доступа к дополнительным 80 КБ ОЗУ использовалась техника переключения банков памяти, таким образом, оперативная память была доступна в виде восьми страниц, подключаемых в верхнюю часть адресного пространства. Подобным образом выполнялось переключение между новыми 16 КБ ПЗУ и оригинальными 16 КБ ПЗУ в нижней части адресного пространства.

Для использования новых звуковых возможностей в «Sinclair BASIC » появилась инструкция PLAY , для переключения в режим «Spectrum 48K» - SPECTRUM . Новые инструкции заняли место двух существующих «символов определяемых пользователем», что вызвало проблемы совместимости с некоторыми старыми BASIC -программами.

На выпуске модели ZX Spectrum128 и заканчивается история Sinclair Research. Заканчивается довольно неожиданно. В 82-м и в 83-м годах, прибыль компании Клайва Синклера составила 13,5 миллионов фунтов стерлингов, при том что ему принадлежало 85 % акций компании. Однако в 83-85 годах амбициозный Сэр, уверенный в своей гениальности, спонсировал разнообразные проекты, такие как электромобиль, плоский телевизор и новую модель компьютера (Sinclair QL).

Конструкцию автомобиля он доверил компании, которая специализировалась в сборке стиральных машин. Автомобили никто не купил. С плоским телевизором тоже ничего не вышло. Новый компьютер отставал по качеству, по мощности и по цене от своих конкурентов. В 85-м году, чтобы избежать банкротства, Клайву удалось уговорить торговую марку Dixons заключить с ним сделку на 10 миллионов фунтов стерлингов.

Примерно в это же время от него уходит жена. Причина: банальная измена, которая длилась уже несколько месяцев. Видимо здесь Синклер и прочувствовал, что пора уходить из компьютерного бизнеса. Бытует мнение, что Синклер обанкротился, на самом деле это не так. Уйти Синклеру удалось довольно красиво и с выгодой для себя. В 86-м году, ситуация улучшается и кажется что компания вот-вот снова встанет на ноги. Однако 7-го апреля, сэр Клайв Синклер неожиданно уходит из компьютерной индустрии. При продаже компании, Клайв получает 5 миллионов фунтов стерлингов наличными.


Все права на компьютеры Spectrum переданы компании «Amstrad», которая успешно продолжает развивать линейку Spectrum. Наконец-то была создана новая удобная клавиатура, которая пришла на замену мутанту от Синклера. Компания «Amstrad» выпустила ZX Spectrum +2. Машина имела серый корпус с пружинной клавиатурой, двумя портами джойстиков, а также встроенным кассетным магнитофоном, именуемым «Datacorder» (как в «Amstrad CPC 464»), но в остальном машина была полностью идентична «ZX Spectrum 128».

Цена производства была снижена, в результате чего розничные цены упали до 139-149 фунтов. Новая клавиатура не имела надписей с ключевыми словами BASIC , за исключением LOAD , CODE и RUN , которые были нужны для запуска программ, но это не было большой проблемой, поскольку в «+2» имелась система меню, подобная меню в «ZX Spectrum 128», где можно было переключаться между старым BASIC 48K и BASIC 128K с набором ключевых слов побуквенно.

ZX Spectrum +3


ZX Spectrum +3 выглядел подобно модели «+2», но вместо магнитофона содержал привод 3-дюймовых гибких дисков. Корпус был чёрного цвета. Модель была выпущена в 1987 году с начальной ценой в 249 фунтов, которая позже упала до 199 фунтов.

Это был первый «Spectrum», способный запускать операционную систему CP/M без дополнительного оборудования. В «+3» появилось ещё 2 по 16 КБ ПЗУ , в виде одного чипа на 32 КБ. Половину этого объёма заняла вторая часть реорганизованного 128 ROM , вторую половину - дисковая операционная система +3DOS, которая по сути являлась изменённой версией AMSDOS .

Для возможности использования других операционных систем механизм переключения банков памяти был изменён таким образом, что ОЗУ могло отображаться на все 64 КБ адресного пространства. Такие коренные изменения привели к ряду несовместимостей, некоторые игры для 48K и несколько игр для 128K перестали работать на новой машине.

«ZX Spectrum +3» стал последней официальной моделью «Spectrum», которая пошла в серию; производство модели продолжалось до декабря 1990 года. Хотя в то время продажи «Spectrum» составляли треть продаж всех домашних компьютеров, «Amstrad» прекратила производство в попытке перевести потребителей на линейку «CPC».


В 1987 году был выпущен ZX Spectrum +2A. Он был сделан для того, чтобы линейка машин стала более однородной. На корпусе по-прежнему была надпись «ZX Spectrum +2», но цвет корпуса вновь стал чёрным, как у первых моделей.

«+2A» был сделан на основе «+3», с моделью ПЗУ 4.1 и с материнской платой, на которой было значительно уменьшено количество чипов - большинство из них было интегрировано в ASIC -микросхему.

Привод диска и оборудование для него из модели «+3» был заменён на кассетный привод, как в оригинальном «+2». Первоначально «Amstrad» планировала вывести интерфейс для диска, но это так и не было сделано. Как и в случае с «ZX Spectrum +3», некоторые игры для 48K и несколько игр для 128K были несовместимы с этой моделью.

Девайсы для компьютеров ZX Spectrum


ZX Printer - печатающее устройство, разработанное компанией Sinclair Research Ltd для использования с компьютерами Sinclair ZX81 и ZX Spectrum, и выпущенное в ноябре 1981 года. В США устройство выпускалось компанией Timex Corporation под названием TS 2040 Personal Printer, в Португалии - под названием Timex Printer.


ZX Microdrive - высокоскоростное устройство хранения данных, выпущенное в 1983 году компанией Sinclair Research для компьютера ZX Spectrum. Также использовалось для компьютеров Sinclair QL и One Per Desk.

Устройство представляет собой сменный картридж с закольцованной, «бесконечной» магнитной лентой. При работе с данным устройством, создаётся впечатление, что работаешь с дисководом. Одновременно допускается подключение до восьми микродрайвов. Емкость одного микродрайва примерно 100 Килобайт.

Kempston Interface


Kempston Interface - внешнее устройство для компьютера ZX Spectrum, разработанное Kempston Micro Electronics и выпущенное в 1983 году - интерфейс для подключения джойстика. Интерфейс подключался к системному разъёму ZX Spectrum и позволял использовать ставшие стандартом де-факто Atari-совместимые джойстики с разъёмом DE-9. Устройство продавалось по цене в 15,00 фунтов.

Времена Рыцарских Забав сэра Синклера

А чем же занимался Клайв Синклер после своего ухода из бизнеса? 5 миллионов ему хватило с лихвой для того чтоб вести разгульную жизнь. Конец 90-ых для сэра Синклера можно назвать Временем Рыцарских Забав. Его неоднократно (примерно 10 раз) заставали в компании молодых актрис, моделей и стриптизерш 20-22 лет. Однако все отношения заканчивались очень быстро, ни о какой любви и речи быть не могло.

В 2004 году Синклер отличился изобретением велосипеда. Он демонстрирует миру раскладной велосипед собственной конструкции A-bike. Уникальность велосипеда в том, что он легко складывается и помещается в рюкзак. Стоит отметить, что это изобретение не принесло никаких дивидентов.

Таковы были начало и конец историй изобретений легендарного Клайва Синклера. В последнее время Синклер был увлечен покером. Пару раз его игры показывали по телевизору, его выигрыши составляли 25 000 фунтов стерлингов.

В завершение, приведем основные мифы и заблуждения, касающиеся Клайва Синклера и ZX Spectrum:

– Синклер не изобретал Spectrum, он вообще мало понимал архитектуру ПК.

– дичайщее заблуждение, Синклер заработал на Spectrum миллионы.

– еще одно заблуждение, были более совершенные компьютеры IBM , но они стоили гораздо дороже.

– каждые два года выпускалась улучшенная модификация Spectrum.

– Синклер не разорился, он продал Sinclair Research за 5 миллионов и ушел из бизнеса.

Windows 7