Роль еис в сфере закупок. ЕИС в сфере закупок: что это такое, для чего предназначена? Сроки и порядок регистрации Что не содержит еис

Давайте разберемся, что же такое единая информационная система в сфере закупок. Грубо говоря, это единая база, с которой и идет формирование государственных закупок в России.

Чтобы получить хороший результат и найти нужные контракты, нужно правильно ею пользоваться и знать, что именно и как употреблять во время работы. Перейдем к базовой информации о ЕИС: для чего она нужна и как ею пользоваться?

2. Что такое ЕИС

ЕИС расшифровывается, как единая информационная система. Ее официальный сайт создан для полноценной работы между контрактной системой закупок и закупками отдельных специализаций, таких как товары, услуги или выполнение работ. Кроме этого, ее используют для создания и хранения собранной базы по прошедшим, текущим и будущим закупкам.

Относительно закона порядок размещения информации на одной информационной системе регламентируется законом от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных потребностей» и похожим законом от 18 июля 2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг конкретными видами юридических лиц» и множеством подзаконных актов.

Согласно закону, информационная система в сфере закупок - множество информации, которая содержится в документах, технологических разработках и других технологических устройствах, упрощающих формирование, обработку, сохранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы среди просторов Интернета.

3. Официальный сайт zakupki.gov

С 1.01.2016 года вместо старого сайта для размещения заказов на поставку товаров и оформление документации по выполненным работам и произведенным услугам в России пришла новая структура − единая информационная система в сфере закупок.

Она задавалась глобальной целью. А именно − оформление информационной системы для увеличения прозрачности при осуществлении государственных поставок. В итоге получается готовая контрактная система, что работает от начала создания заказа до конца его полного выполнения и публичной огласки.

Данные, что используются для обработки информационной системой, полностью доступны любому желающему, кроме тех сведений, что заранее несут государственный запрет на разглашение. При этом информация предоставляется полностью бесплатно. И каждый представитель обязуется выдавать ее в полном объеме и в соответствии с достоверными данными.

Разрабатывает и контролирует концепцию и функциональные требования к информационной системе государственный орган – МЭР. Федеральное казначейство в свою очередь разрабатывает и эксплуатирует систему, тем самым контролирует ее правильную работу и устраняет сбои.

Сначала формирования ЕИС в закупочной сфере раздумывали между несколькими вариантами:

    создать ее на базе старой версии;

    создать систему с нуля.

Для экономии средств из бюджета было принято решение построить систему на базе уже существующей, но провести в ней ряд изменений. Еще одним бонусом такого варианта есть и то, что адрес остался тем же, и людям, и заказчикам не нужно искать, а также изучать новое место. Ссылка на сайт осталась - www.zakupki.gov.ru .

Относительно же ч.7 ст.4 44-ФЗ, субъект и муниципальные организации могут изменять и вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с единой информационной системой.

Впрочем, при наличии различных вариантов размещения информации на сайте субъекта и ЕИС на первое место ставится информация, размещенная в единой информационной системе. Т.е. поставщикам это говорит о том, что для поиска информации о проводимых государственных закупках, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ функционала ЕИС будет достаточно. Однако помимо этой системы есть и платные источники, которые не зря используют практически все профессионалы в сфере тендеров - специализированные поисковые программы и базы закупок имеют более удобный и информативный функционал для поиска, а так же дополнительные возможности по автоматизации процессов и рассылке новых уведомлений.

4. Какая именно информация имеется в единой информационной системе

Учитывая ч.3 ст.4 44-ФЗ, ЕИС должна в себя включать:

    документы о запланированных закупках (с 01.02.2017 года);

    планы-графики закупок с временными указателями выработки (с 01.02.2017 года);

    данные о приведении в действие поставленных задач по закупке (с 01.02.2017 года);

    информацию как о договорах и ограничениях, так и об уменьшении некачественного товара, который уже может быть доставлен из иностранных государств или выполняется данными компаниями, которые уже заключили соглашения относительно взаимного соответствия требований при формировании закупки, а также условий их использования среди национального режима;

    информацию о закупках и об обработке данных;

    информационный банк контрактов, которые заключены с заказчиками;

    реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые недобросовестно относятся к выполнению заказа;

    библиотеку типовых контрактов;

    перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;

    результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;

    каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

    реестр банковских гарантий;

    информацию о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками запросах цен товаров, работ, услуг;

    другую информацию и документы, размещение которых в единой информационной системе предусмотрено 44-ФЗ, Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее 223-ФЗ) и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Нужна помощь в участие на электронных площадках?

Работая с нами вы получаете грамотную консультацию специалистов по всем вопросам! Проконсультируйся сейчас - бесплатно!

5. Что дает ЕИС

Zakupki.gov располагает функционалом:

    оформление и размещение информации с помощью взаимодействия ЕИС с различными поисковыми системами, с помощью которых больше нет необходимости входить в кабинет, созданный на ЕИС;

    проведение контроля информации, а также каких-либо информационных блоков, которые подлежат распространению в ЕИС, с помощью взаимодействия с остальными информационными системами;

    возможность использования ОКПД 2 и ОКВЭД 2 для поиска, однако поисковый фильтр по кодам статистики очень сложно реализован;

    воплощение всех возможностей представленного функционала для Федеральной компании по усовершенствованию небольшого и среднего бизнеса;

    реализацию обширных функциональных возможностей для контрольной группы и органов аудита;

    использование улучшенной, пока что без квалификации, возможности электронной подписи для оформления электронных документов;

    подачу на рассмотрение заявки на месте поставщика (исполнителя, подрядчика) с помощью электронного варианта.

6. Преимущества ЕИС

Единая информационная система имеет принципиальное различие от своего предшественника − сайта госзакупок, это лучшее из возможных автоматизаций процесса закупок от размещения извещения до исполнения контрактов и подведения итогов. Автоматически обрабатываются абсолютно все данные, записанные в систему, и на их фундаменте строится необходимая отчетность. Вся документальная система размещается на сайте в публичном доступе.

ЕИС близко соприкасается с другими региональными информационными системами и электронными площадками, что приводит к единому информационному пространству.

Весомым аргументом является факт, что планы закупок и планы-графики будут размещены в ЕИС (с 1 января) только в структурированном (машинном) виде. Такая инновация предельно расширяет возможности с использованием стандартных поисковых запросов, как, например, в поисковой системе Яндекса или Google.

На предыдущем сайте государственных закупок данные документы были в отсканированном виде, это не разрешало поставщикам и иным заинтересованным гражданам искать необходимую им информацию. Такое нововведение дает поставщикам заранее предугадать спрос среди заказчиков на имеющиеся товары, работы или услуги и составить длительный план для участия в закупках.

Также создатели выполнили аналитические работы, тем самым повысив производительность и отказоустойчивость ЕИС, улучшили возможности поиска, добавили конструктор с различными схемами для поиска, оптимизировали пользовательскую страницу. Интерфейс системы получил более новый и красочный вид. Весь набор возможностей стал доступен пользователям еще с 1 января 2017 года.

Законодательное регулирование работы ЕИС

В Российском законодательном документе No 44-ФЗ и в постановлениях, выданных правительством от 30.09.2014 г. No 996 «О перераспределении управления компании между Министерством по экономическим делам и казначейством при формировании ЕИС» и от 23.01.2015 г. No 36 «О порядке и времени на реализацию всех возможностей ЕИС», достаточно подробно расписаны требования к управлению и реализации идеи ЕИС.

7. ЕИС и госзаказ

Новая законодательная база, включая ред. 44-ФЗ, оговаривает возможность создания единой информационной системы, которая должна иметь подробную информативную базу, включая все этапы оформления контракта по всех документах, которые были отнесены к после их поступления.

Разработчики данного государственного документа, а именно ЕИС, оговаривают, что он будет инструментом для сбора данных в сфере государственных закупок. Кроме этого, он будет контролировать взаимно доступные относительно закупок данные в различных документах (к примеру, соответствие сведений в плане-графике и в плане закупок).

Дополнительно о каждой закупке в ЕИС предполагается добавлять и иные довольно важные сведения, как данные о проведении и результате аудита закупок, реестр контрактов, единый реестр банковских гарантий, реестр «недобросовестных поставщиков», реестр жалоб в контролирующие органы, а также база типовых контрактов. Кроме того, по замыслу разработчиков, в ЕИС будут включены каталоги товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, а также «модуль определения среднерыночной цены на товары и услуги». Появилась возможность отбора «общественных обсуждений», тем самым предполагается воплотить принцип государственного контроля за закупками.

Региональные и муниципальные органы вправе создавать отдельные собственные информационные системы для госзакупок, при этом данные из других ИС, чтобы получить «юридическое разрешение», обязаны автоматически реформироваться в одну федеральную ЕИС. На это нужно обращать внимание интеграторам, ведь не исключено, что в сложное для ИТ-бизнеса время найдется возможность получить клиента в такой сфере.

В качестве регулятора Минэкономразвития должно сформировать требования к ЕИС.

8. Видео-инструкция по работе с ЕИС


Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Узнайте, что такое ЕИС, какие сведения в себе содержит и кто может стать пользователем системы ЕИС в госзакупках. Скачайте актуальную версию руководства пользователя ЕИС.

Навигация по статье :

Что такое ЕИС

Единая Информационная Система - один из тех «китов», на котором держится вся система госзакупок в России. Ответ на вопрос "что такое ЕИС" содержится в пункте 9 ст. 3 Закона № 44-ФЗ. Согласно ему ЕИС – это совокупность:

  • информации о закупках для удовлетворения государственных или муниципальных нужд;
  • технических средств и информационных технологий, предназначенных для формирования, обработки и хранения указанных выше сведений.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

ЕИС – это площадка, на которой госзаказчики размещают свои заказы, документы, планы-графики и т.д., которые в свою очередь, могут найти поставщики, заказчики и другие специалисты в области закупок. Вся информация является доступной (исключая ту, что содержит гостайну), бесплатной и достоверной. Доступ к сайту регистрации не требует, за исключением лиц, принимающих участие в обсуждении закупок товаров и работ.

Немного об истории формирования. До создания ЕИС Официальный сайт размещения закупок занимал его место с 2001 до 2014 года и работал в соответствии с законом 94-ФЗ, а с 2014 года был осуществлен переход на соответствие закону 44-ФЗ .

Несмотря на то, что функционал официального сайта претерпел значительные изменения, его адрес - zakupki.gov.ru – остался неизменным. Кроме того, в 2016 году с данным ресурсом был объединён портал, работавший по закону 223 ФЗ. Таким образом, теперь по адресу zakupki.gov.ru располагается единое информационное пространство для всей сферы закупок.

Что содержит ЕИС

Почему ЕИС создали на базе Официального сайта?

Затраты на создание ЕИС в рамках модернизации ООС составили 150 млн руб. Создание единой системы закупок с нуля потребовало бы более 3 млрд руб., а также более 2,5 лет на выполнение всех технологических работ. Использование Официального сайта сэкономило временные затраты и средства федерального бюджета.

Сайт ЕИС содержит в себе 2 категории информации:

  • сведения об исполнении контрактов;
  • справочная информация (например, подзаконные нормативные акты и актуальные сведения об ограничении (запрете, либо специальных условиях) доступа к участию в торгах товаров или услуг иностранного происхождения);
  • реестры (уже заключенных контрактов, жалоб, проверок и предписаний, банковских гарантий, недобросовестных поставщиков);
  • библиотека типовых госконтрактов;
  • результаты аудита, мониторинга в сфере госзакупок и др.
  • различные перечни и каталоги.

Данные разделы можно найти на сайте, нажав на кнопку "домик" в левой верхней части экрана. Откроется меню с выпадающими рубриками. Используйте стрелки, чтобы раскрыть интересующий вас подраздел.

Важно: на сайте ЕИС госзакупки с гостайной не размещаются.

Функционал ЕИС

Полный функционал сайта ЕИС описан в статье 4 Закона № 44-ФЗ. В него входит:

База данных . В системе не только формируется, обрабатывается и хранится вся информация о заказах, конкретных закупках, планах и отчетах и т.д. В ней также можно найти всю интересующую прикладную информацию, вплоть до подзаконных актов и образцов типовых контрактов, собранных в специальную библиотеку.

Инструмент контроля расходования федерального бюджета . Контроль проводится как в процессе планирования, так и проведения закупочной процедуры.

Документооборот в электронной форме . Заказчики имеют возможность подписывать извещения и документы в системе электронной подписью, а также обмениваться электронными документами. Необходимые для регистрации и последующей работы электронные подписи выдаются в удостоверяющих центрах, аккредитованных Минкомсвязи.

С 2017 года федеральные заказчики обязаны формировать планы закупок и планы-графики сначала в системе «Электронный бюджет» . После того как эти документы проверит Федеральное казначейство, они должны автоматически появиться в единой информационной системе. Но оба эти этапа – заполнение форм сайта budget.gov.ru и интеграция его с ЕИС – вызывают много сложностей. Как с ними справиться,

Кто может стать участником ЕИС

Участники ЕИС делятся на субъектов и пользователей (п.5 Правительства РФ № 1414 от 23.12.2015) . Субъекты это:

  • госзаказчики, осуществляющие закупку товаров, работ, услуг;
  • участники госзакупок – организации и физлица, претендующие на осуществление таких поставок;
  • прочие участники контрактной системы;
  • другие лица, использующие систему для осуществления своих полномочий. Примером могут служить сотрудники ФАС России, осуществляющие контроль над госзакупками.

Для пользования сайтом им необходимо пройти регистрацию .

Пользователями сайта единой информационной системы являются юрлица и физлица, использующие содержащиеся на нем сведения. Им доступны функции поиска нужной информации и просмотра опубликованных документов ( казначейства России от 30.12.2015 № 26н). К пользователям относятся также лица, участвующие в обязательном обсуждении госзакупок. Им кроме указанных выше функций доступно также размещение на сайте своих предложений и замечаний и получение сообщений с сайта.

Новые правила регистрации в ЕИС

Уполномоченные лица

Дополнили уполномоченных лиц, которые вправе работать в ЕИС. В список включили тех, кто вправе действовать от имени организации без доверенности. Указанные представители смогут регистрировать в ЕИС администратора организации, менять регистрационные данные других уполномоченных лиц учреждения и несут ответственность за эти действия.

Новые коды и полномочия

Удалили код 04 – «специализированная организация». Добавили позиции в коды и наименования полномочий заказчиков:

  • 19 – «орган местного самоуправления и (или) государственное, муниципальное бюджетное, казенное учреждение в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 182 Жилищного кодекса, осуществляющее функции технического заказчика»;
  • 20 – «орган, уполномоченный на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций»;
  • 21 – «орган, уполномоченный на ведение реестра договоров об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме»;
  • 22 – «орган исполнительной власти, предоставляющий информацию и документы для включения в реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории РФ»;
  • 23 – «орган, уполномоченный на формирование и ведение каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • 24 – «орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций».

Дополнили коды принадлежности учреждений к определенным видам деятельности. Эти данные заполняют при регистрации в ЕИС. Добавили пункты:

  • 17 – «специализированная некоммерческая организация, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональный оператор)»;
  • 18 – «организация, размещающая отчет о соблюдении стороной-инвестором специального инвестиционного контракта, заключенного на основании Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», или привлеченным такой стороной-инвестором иным лицом, осуществляющими создание или модернизацию и (или) освоение производства товара на территории РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, требований пункта 5 части 1 статьи 111.3 Федерального закона № 44-ФЗ»;
  • 19 – «оператор каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • 20 – «специализированная организация»;
  • 21 – «организация, проводящая закупки на основании статьи 7.7 Закона РФ от 15.04.1993 № 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации"».

Новые правила регистрации

Теперь региональные и муниципальные информационные системы зарегистрируют после тестирования на предмет взаимодействия с ЕИС. Регионального оператора по капремонту многоквартирных домов зарегистрируют в ЕИС на основании информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, производителя товаров в рамках специального инвестиционного контракта – на основании сведений из реестра единственных поставщиков товара, производство которого создают, модернизируют или осваивают в России.

Вложенные файлы

  • Руководство пользователя ЕИС (версия 7.5).pdf

Определяет Единую информационную систему одновременно и как совокупность информации, которая хранится в базах данных, и как техническое средство, которое служит для формирования, обработки, хранения и использования этих данных. Именно для последнего — использования — и разработан сайт ЕИС.

Если же говорить по-простому, то это портал, на котором собрана вся информация о закупках по 44-ФЗ и по 223-ФЗ. Зайдя на сайт, любой желающий может узнать о том, какие закупки сейчас проходят, какие завершились, кто и на каких условиях выиграл, кого из участников признали недобросовестным и внесли в реестр, кто из заказчиков пойман на нарушении, что представляет собой типовой контракт и многое-многое другое. Масса полезной и бесплатной (что немаловажно!) информации как для любого участника госзакупок (и заказчика, и поставщика), так и для того, кто только изучает эту сферу или просто интересуется темой государственного заказа.

Зачем нужна

Главная цель, ради которой запустили Единую информационную систему, — сделать процесс госзакупок прозрачным и доступным для каждого. А также собрать в одном месте всю информацию по закупкам, в числе которой:

  • какие торги проводятся;
  • кто организатор;
  • кто участвует;
  • требования и условия;
  • сроки заключения и исполнения контракта.

Заказчики обязаны публиковать здесь всю документацию по активным закупкам (кроме тех, что связаны с гостайной), а также планы на будущее. Поэтому именно отсюда потенциальные участники начинают поиск заказов, а вскоре смогут и подавать заявки на участие.

Что можно найти в ЕИС

Работа ЕИС регулируется . В ней сказано, что Единая информационная система должна содержать:

  • планы закупок и планы-графики;
  • информацию о том, как исполняются эти планы;
  • условия, запреты, ограничения допуска иностранных товаров, а также работ и услуг, которые оказывают иностранные исполнители, плюс перечень стран, для которых сделано исключение (национальный режим и его условия);
  • информацию об исполнении контрактов;
  • библиотеку типовых контрактов;
  • реестр контрактов;
  • реестр недобросовестных поставщиков;
  • реестр банковских гарантий;
  • реестр жалоб и результатов по ним;
  • перечень международных финансовых организаций (МФО), участником которых является РФ, а также тех, с которыми заключены международные договоры;
  • результаты мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок;
  • отчеты заказчиков;
  • каталоги товаров, работ, услуг;
  • нормативные правовые акты;
  • данные о текущих ценах на товары, работы и услуги, которые закупаются для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • запросы цен на товары, работы или услуги от заказчиков.

В чем преимущества

О преимуществах говорить странно, поскольку Единая информационная система не имеет конкурентов. Это единственный официальный сайт, который объединяет все госзакупки. Однако можно поговорить о плюсах, которые открылись заказчикам и поставщикам с начала запуска портала.

Если говорить о стороне заказчика, прежде всего, стоит отметить, что ЕИС автоматизировала много процессов. В ЕИС ведется и хранится документооборот по госзаказу, все данные обрабатываются автоматически, можно легко формировать отчеты.

Поставщики оценят тот факт, что вся информация размещается в ЕИС в машиночитаемом виде, что позволяет искать ее даже с помощью Гугла и Яндекса. Также Единая информационная система связана со всеми торговыми площадками. Участнику не нужно посещать множество сайтов, достаточно одного — ЕИС, с которого можно перейти на ЭТП, где будет проходить нужная процедура. А в скором времени можно будет подать заявку на участие прямо из Единой информационной системы.

И, конечно, обе стороны госзакупочного процесса оценят возможность быстро и бесплатно найти в Единой информационной системе нужную информацию: проверить поставщика или заказчика, получать форму контракта и многое другое.

Сайт ЕИС в сфере закупок - это главный портал для заказчиков и поставщиков. Сама система позволяет проводить прозрачные закупки, взаимодействовать с контрагентами, отчитываться перед контролирующими органами и многое другое. О функционировании единой информационной системы в сфере закупок в 2019 году пойдет речь в этом материале.

Что обеспечивает ЕИС в сфере закупок

Что такое единая информационная система в сфере закупок? Официальное определение гласит, что это совокупность данных, технологий и технических средств, которые в совокупности обеспечивают взаимодействие госорганов с заказчиками, а заказчиков с поставщиками.

ЕИС появилась в 2011 году по адресу zakupki.gov.ru . С 2017 года за нее отвечает Федеральное казначейство. Единая система в сфере закупок нужна для повышения прозрачности госзакупок, контроля за действиями заказчиков. По ЕИС можно отследить проведение всех процедур, их законность и правильность. В системе виден каждый шаг заказчика, начиная от публикации плана закупок и до отчета об исполнении последнего контракта в году. Также она служит местом хранения огромного массива информации в сфере госзаказа.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Функционал единой информационной системы в сфере закупок

Единая информационная система в сфере закупок содержит:

  • планы и планы-графики;
  • сведения об исполнении контрактов;
  • реестры: заключенных контрактов, РНП, гарантий банков, жалоб, проверок и их итогов, единственных поставщиков товаров;
  • типовые образцы официальных документов;
  • результаты проверок и мониторинга;
  • жалобы в ФАС и ответы на них;
  • отчеты;
  • каталоги товаров, работ, услуг;
  • нормативно-правовые акты;
  • новости по закупкам;
  • обучающие материалы о том, как работать с ЕИС в сфере закупок.

О функционале единой информационной системы в сфере закупок говорится в статье 4 Закона № 44-ФЗ. Она является:

  • базой данных (место хранения нормативно-правовых актов, списков заказчиков, поставщиков, реестров контрактов, документации по каждой процедуре);
  • инструментом контроля (благодаря работе ЕИС контролирующим органам проще проверить законность действий заказчика и выявить нарушения сразу);
  • инструментом электронного документооборота.

Одни из главных функций для заказчиков - публикация важных документов и размещение информации о закупочных процедурах. Также они могут сверяться с реестром недобросовестных поставщиков, изучать работу с госзаказом с помощью учебных материалов и т.д.

Поставщики используют сайт ЕИС главным образом для поиска актуальных тендеров. На портале можно искать по закону, номеру закупки, способу определения поставщика, НМЦК, ключевым словам, заказчику и т.д. Но с 2019 года правила для поставщиков закупок по Закону № 44-ФЗ меняют. Как и когда поставщикам регистрироваться в ЕИС, чтобы участвовать в закупках с 1 января, расскажет эксперт

Кстати, помимо ЕИС существуют региональные порталы, интегрированные с единой системой. Это удобно для местных поставщиков: они сразу видят актуальные для региона закупки, не приходится искать среди тысяч процедур со всей России.

До 2019 года регистрация в единой информационной системе в сфере закупок ЕИС была необходима только заказчикам. Нужно получить сертификат в Федеральном казначействе, установить специальное ПО, следуя инструкциям. Уже с 2019 года регистрироваться в ней должны и поставщики.

Изменения в работе в ЕИС по 44-ФЗ в 2019 году

Мы разобрали, что содержит ЕИС в сфере закупок. Перейдем к нововведениям 2018-2019 годов. 2018 год стал революционным для госзаказа. Процедуры закупок стали еще прозрачнее. Также частично поменялся регламент работы в ЕИС. Регистрация в единой информационной системе в сфере закупок с 2019 года необходима каждому поставщику, работающему с госзаказом. Зарегистрироваться можно с 1 января и до 31 декабря 2019 года. Зачем это нужно? Без этого шага участнику недоступна аккредитация на ЭТП и подача заявок, а значит и участие в закупках. Все зарегистрированные участники попадут в единый реестр (ЕРУЗ) . Его будут вести на портале единой информационной системы в сфере закупок.

Также в числе нововведений - ввод в эксплуатацию нового функционального блока единой информационной системы в сфере государственных закупок. Теперь предварительный отбор и аукционы по ремонту многоквартирных домов проходят через ЕИС. В систему ведутся два перечня - реестры квалифицированных и недобросовестных подрядчиков.

Вложенные файлы

  • Инструкция по регистрации организаций и пользователей в ЕИС.pdf
  • Руководство пользователя ЕИС.pdf

Темой статьи будет единая информационная система в сфере закупок (ЕИС). Данная система является основой всех государственных закупок, проводящихся в РФ, независимо от суммы или сроков контракта. По этой причине ЕИС не может игнорировать ни одна организация, которая рассчитывает поучаствовать в государственном тендере. В этом материале не будут написаны детали работы или какие-то особенности и секреты ЕИС, прежде всего необходимо разобраться с предназначением системы, ее основными правилами и возможностями.

1. Что такое ЕИС?

Под термином ЕИС подразумевается единая информационная система в сфере закупок. Более точное ее определение дано в п.9 ст.3 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее по тексту 44-ФЗ) единая информационная система в сфере закупок — совокупность информации содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в сети «Интернет» (далее — официальный сайт).

2. ЕИС официальный сайт

ЕИС введена в эксплуатацию 1 января 2016 года, с этого момента вся информация о выполненных государственных закупках, действующих тендерах на поставки товаров или оказание услуг должна размещаться в этой системе.

Обратите внимание: На данный момент функционал ЕИС реализован не в полной мере. Подача заявок в электронной форме через ЕИС недоступна. Официальный сайт ЕИС размещается по адресу www.zakupki.gov.ru

Целью внедрения системы является борьба с коррупцией, облегчение доступа к информации о деятельности органов власти гражданам РФ и проведение общественного контроля в сфере государственных закупок. Данные ЕИС включают в себя не только этап проведения тендера, но и подготовку к нему, в том числе планирование.

Любой пользователь интернета может получить доступ к информации, которая содержится в ЕИС, исключение составляют лишь записи, попадающие под категорию государственной тайны. Доступ является полностью бесплатным, независимо от количества просмотренных страниц или времени проведенного на сайте. Также информация, которая содержится в ЕИС, является наиболее полной, все данные перед публикацией проверяются и считаются достоверными.

Модуль №3 "Эффективный поиск тендеров " поможет во всех тонкостях разобраться в секретах эффективного поиска тендеров в ЕИС, а также используя функционал профессиональных поисковых систем агрегаторов Вы сможете сократить время на рутинные операции по поиску тендеров и научитесь находить те закупки, которые от Вас пытаются скрыть заказчики. Самый полный и подробный курс в рунете по поиску тендеров (планируемая дата релиза январь 2017 года).

Описание требований к функциональности системы, а также основных правил ее использования, проводилась Минэкономразвития России (МЭР). Разработка системы проводилась Федеральным казначейством, также эта организация несет ответственность за ее эксплуатацию.

Перед началом работы над ЕИС необходимо было принять решение о базисном ресурсе, на основе возможностей которого происходило бы разработка. Рассматривались два варианта: усовершенствование существующего портала государственных закупок, что позволило бы не менять кардинально правила работы с системой, и справиться с усовершенствованием в более сжатые сроки, или же создание ее с нуля. Выбран был первый вариант, поскольку разработка новой системы потребовала бы больших затрат, также пришлось бы проводить переобучение персонала, что могло существенно отложить ее внедрение. После запуска ЕИС официальный сайт не изменил адрес — www.zakupki.gov.ru.
Найти устаревшую версию можно по адресу — http://old.zakupki.gov.ru/.

Ч.7 ст.4 44-ФЗ предоставляет право субъектам Российской Федерации, муниципальным или региональным образованиям проводить разработку собственных систем, которые будут интегрированы с ЕИС. Если же информация из региональных систем будет иметь отличия от данных ЕИС, то приоритет будет отдаваться федеральной системе. Из этого можно сделать вывод, что поставщику необязательно обращаться к региональным системам, чтобы получить актуальные данные о государственных закупках в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ.

3. Данные, включенные в ЕИС

Согласно ч.3 ст.4 44-ФЗ единая информационная система в сфере закупок должна в себе содержать:
1) графики и планы закупок, которые будут производиться, начиная с 1 января 2017 года;
2) данные о реализации запланированных тендеров, которые будут проведены не ранее 1 января 2017;
3) данные об условиях допуска иностранных товаров, о существующих запретах и ограничениях ввоза товаров или услуг, а также актуальный перечень государств, с которыми у РФ заключены договоры, регулирующие совместное проведение государственных закупок, а также полные условия этих соглашений;
4) реестр контрактов, заключенных между государственным учреждением и поставщиком, а также информацию о них;
5) сведения о недобросовестных компаниях, которые ранее уже нарушали условия контрактов;
6) библиотеку стандартных договоров и их условий;
7) реестр банковских гарантий;
8) реестр жалоб и претензий, даты всех выполненных проверок, независимо от того, были они проведены по плану или без, а также их результаты и выводы комиссии;
9) список международных организаций, созданных согласно договору, одной из сторон которого является РФ, либо организаций, с которыми были заключены контракты на поставку товаров или выполнение работ;
10) результаты выполненного мониторинга, контроля и аудита за проведением госзакупок;
11) отчеты заказчиков в форме, определенной 44-ФЗ;
12) каталоги товаров, работ, услуг, которые необходимы государственным организациям или иным структурам;
13) нормативные правовые акты;
14) информацию о тенденциях изменения и текущем значении рыночной цены, а также полный список доступных на рынке предложений товаров, услуг или работ, закупка которых проводится для нужд государственных учреждений или муниципальных органов;
15) другие данные или документы, которые должны быть включены в состав ЕИС согласно 44-ФЗ, Федеральному закону от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее 223-ФЗ) или другими актами, принятыми на их основе.

4. Функции ЕИС

Единая информационная система в сфере закупок обеспечивает:
. размещение информации с помощью взаимодействия системы с другими ресурсами или программами без необходимости авторизации в ЕИС;
. контроль над документами или другими данными, которые требуется разместить в ЕИС, созданными с помощью посторонних средств;
. переход на стандарты ОКПД2 и ОКВЭД2;
. реализацию возможностей, необходимых для проведения аудита в сфере государственных закупок;
. применение усиленной неквалифицированной электронной подписи для подтверждения подлинности электронных документов;
. создание и регистрацию электронных заявок на участие в тендере для определения поставщика или исполнителя.
Этот перечень содержит не все функции ЕИС, а только наиболее существенные.

5. Преимущества единой информационной системы

Усовершенствование механизма государственных закупок максимально направлено на автоматизацию проведения тендеров и подачи заявок. Это позволяет снизить коррупционную составляющую, и предоставляет больше возможностей для предпринимателей с помощью упрощения участия в конкурсе. Также это позволит снизить государственные расходы, поскольку компании, предложения которых могли быть раньше отклонены из-за проблем с оформлением документов, получают возможность участвовать в тендере.

В отличие от предыдущей версии системы, все данные, которые вносятся в нее, подлежат исключительно автоматической обработке, и это в значительной степени сокращает значение человеческого фактора и повышает точность операций, также это позволяет увеличить скорость обработки заявок. Автоматизация коснулась даже размещения государственных закупок и подведения итогов тендера. Все документы находятся на сайте, доступ к ним может получить любой желающий без проведения каких-либо проверок.

Единая информационная система в сфере закупок позволяет организовать плотную связь с другими региональными системами, что упрощает процесс государственного управления и контроль за работой местных органов власти. Использование единой системы помогает получать наиболее точные и оперативные данные, вследствие чего появляется возможность незамедлительно реагировать на изменения.

Другое преимущество заключается в размещении всех планов и планов-графиков исключительно в структурированном виде, это позволяет существенно упростить поиск необходимой информации как предпринимателями или другими категориями граждан, так и сотрудникам контролирующих органов. Если раньше для поиска по ЕИС официальный сайт был незаменим, то после внедрения изменений находить информацию можно будет не только, используя специальную форму, но и с помощью обычных поисковых систем, например, Google или Яндекс. Этот стандарт вступает в силу только с 1 января 2017 года, что позволяет провести обучение, и подготовить персонал к новым стандартам работы.

Предыдущая версия системы государственных закупок предполагала наличие на сайте сканированных документов, что делало практически невозможным поиск по ним, также иногда возникали проблемы с распознанием отдельных участков текста не только программными средствами, но и человеком. Нововведения позволят поставщикам товаров и услуг улучшить планирование спроса на их продукцию, что повышает эффективность функционирования предприятия.

Дополнительно были произведены работы по улучшению производительности системы, и обеспечению ее устойчивости к высоким нагрузкам. Благодаря этому вероятность отказа системы существенно снижена, что делает ее надежным инструментом для работы со всеми типами госзаказов. Разработчиками была модифицирована технология внутреннего поиска - в нее были добавлены новые параметры, это поможет снизить время доступа к нужным сведениям в несколько раз, а также существенно снизит количество уточняющих поисковых запросов. Были внесены изменения в интерфейс, они направлены на снижение времени доступа к самым используемым функциям, но полностью оценить новые возможности системы можно будет только с 1 января 2017 года, до этого времени будет выполняться финальный этап тестирования.

6. Законодательные основы работы единой информационной системы в сфере закупок

Требования к разработке и функционированию ЕИС содержатся в Федеральном законе № 44-ФЗ и в постановлениях Правительства от 30 сентября 2014 г. № 996 «О распределении полномочий между Министерством экономического развития и Федеральным казначейством при создании ЕИС» и от 23 января 2015 г. № 36 «О порядке и сроках ввода в эксплуатацию ЕИС». Если статья не дала исчерпывающих ответов, то следует обратиться к первоисточнику в виде законов или других нормативных документов.

Если у Вас остались вопросы по теме статьи Вы можете их задать на нашем .

Оптимизация