Как выбрать цифровой фотоаппарат? Какой купить фотоаппарат? (2020) Лучшие фотокамеры

Артем Кашканов, 2020

Введение

Тема выбора фотоаппарата, наверное, всегда была и будет актуальной. Время идет, техника меняется, старые материалы, написанные на эту тему, безнадежно устаревают. И даже общие прицципы, которые вроде бы раньше казались незыблемыми, сейчас тоже все чаще попадают под сомнение.

С чего начать выбор "самого лучшего" фотоаппарата? В первую очередь вы должны определить тот круг задач, для которых будет использоваться камера. Задачи у всех разные и нужно смириться с тем, что абсолютно универсальной фотокамеры не существует. Это то же самое, что и выбор автомобиля - за одну цену можно купить комфортабельный легковой седан или грузовик "КамАЗ". Из точки А в точку Б можно перемещаться и на том и на другом, но основная область применения у этих автомобилей совершенно разная.

Для любительской съемки совершенно не нужна дорогая камера, в большинстве случаев бывает достаточно даже смартфона - да-да, современные устройства здорово выросли в плане качества фотографий. Я сам в этом убедился, сменив бюджетную модель пятилетней давности на современного "флагмана" - с тех пор подавляющее большинство домашних съемок выполняется именно на смартфон, а "настоящая" фотокамера берется только на ответственные съемки.

Для профессиональной фотосъемки требования к технике совершенно иные. Легкость, компактность уходят на задний план, а приоритетными становятся такие вещи как максимальное разрешение снимков, качество картинки при слабом освещении, скорость и точность фокусировки. Есть множество задач, для которых нужна именно фотокамера, причем, не простая а полнокадровая. Для этих задач смартфон не подходит от слова "совсем", хотя находятся энтузиасты "да я это на телефон лучше сниму!" :)

В этой статье я отвечу на четыре самых главных вопроса, которые возникают при выборе фотоаппарата: кроп или полный кадр, оптика - сменная или несменная, зеркалка или беззеркалка, мыльница или смартфон. Цель моей статьи - не назвать конкретную модель, которую вам нужно купить, чтобы обрести счастье в жизни, а просто систематизировать знания по данной теме. Я проходил через проблему выбора фотоаппарата многократно и не по наслышке знаю о том что такое муки выбора:) Все что написано в этой статье - мое сугубо личное мнение, которое сложилось за многие годы увлечения фотографией. Принимать его или нет - дело ваше.

Кроп или полный кадр?

Цифровые фотоаппараты имеют несколько вариантов деления на классы. Первый вариант - по размеру (площади) сенсора.

«Полный кадр»

Это предел мечтаний многих фотолюбителей. Свое название этот класс получил из-за размера матрицы, равного по размеру пленочному кадру - 36*24 миллиметра. В подавляющем большинстве это фотокамеры полупрофессионального и профессионального уровня, использующиеся для самого широкого круга задач. И практически в любых условиях они обеспечивают самый высокий уровень качества изображения. Детализация, цветопередача, передача объема - по всем этим параметрам полнокадровые камеры не лучшие (хотя и "среднему формату", но это уже совсем другая история). Но помимо всех своих неоспоримых достоинств "полный кадр" имеет два недостатка - цена и габариты. Стоимость полноценного комплекта "тушка + оптика + вспышка" может быть сравнимой с ценой бюджетного автомобиля, а суммарный вес всего этого добра редко бывает меньше 3 килограмм.

Наиболее популярные семейства полнокадровых полупрофессиональных камер - зеркалки Canon EOS 5D, 6D, Nikon D600, D700, D800, беззеркалки Sony Alpha A7, Panasonic Lumix S1, Canon EOS R, Nikon Z. В рамках семейства как правило существует множество модификаций, заточенных под разные задачи.

APS-C

Размер сенсора APS-C составляет примерно 23*17 миллиметров, это примерно в 1.5 раза меньше, чем у "полного кадра". Этот коэффициент называется кроп-фактором. Сенсоры APS-C ставятся в огромное количество моделей зеркальных и беззеркальных камер разных классов от любительского до полупрофессионального. По качеству картинки "кропы" в большинстве случаев не отличаются от полнокадровых камер, но есть ряд ситуаций, когда кроп-фактор создает сложности:

    съемка при низкой освещенности - на кропе выше уровень шумов, чем не полном кадре,

  • пейзажная съемка с широкоугольными объективами - из-за "обрезанной" по краям матрицы угол охвата на фотографии становится меньше,
  • съемка с сильно размытым задним планом - из-за меньшего фокусного расстояния ослабевает размытие.

Камеры с сенсором APS-C также имеют ряд преимуществ перед полным кадром:

  • заметно меньшая стоимость - за цену "начального" полного кадра можно взять "топовый" кроп, который по функциональности будет заметно превосходить полнокадровую камеру, при этом лишь незначительно уступая в качестве картинки (и то далеко не всегда),
  • меньшие размеры и масса - даже если тушки по размеру одинаковые, оптика под кроп заметно компактнее и легче, чем сопоставимая по характеристиками полнокадровая.
  • при съемке крупных планов (макро, фотоохота) кроп-фактор дает дополнительное "приближение" в 1.5 раза на той же оптике.

Кропнутые камеры с сенсором формата APS-C являются золотой серединой, которая подойдет фотолюбителям практически всех сословий - от домохозяек, до профессиональных фотографов. Первые получают компактность и простоту в использование любительских моделей камер, вторые - большую функциональность и производительность полупрофессиональных фотоаппаратов.

Во многих случаях с APS-C можно легко перейти на полный кадр, поменяв только тушку. Объективы от полнокадровых зеркалок можно использовать на кропнутой тушке. Обратная совместимость либо отсутствует, либо весьма условная - например, у Canon кропнутые объективы на полный кадр ставить нельзя. У Nikon и Sony можно, но при этом полнокадровая матрица будет использоваться как кропнутая.

Наиболее популярные семейства камер с кроп-фактором 1.5-1.6:

  • зеркалки Canon EOS 200D, 250D, 800D, 77D, 80D, беззеркалки Canon EOS M;
  • зеркалки Nikon D3400, D5600, D7500;
  • беззеркалки Fujifilm X-T;
  • беззеркалки Sony Alpha "четырехзначной" серии (A5000, A6000).

Micro 4/3

Фотокамеры Micro 4/3 имеют еще меньший по размеру сенсор, чем APS-C. Кроп-фактор у них составляет 2. Отличие их картинки по "полного кадра" уже заметнее, чем у APS-C. Картинка у Micro 4/3 более "плоская". Для того чтобы фотографии выглядели "круто и профессионально" почти всегда приходится прибегать к дополниельному подавлению шумов. Особенно заметна разница в качестве картинки в условиях низкой освещенности. У многих возникает закономерный вопрос - почему люди покупают камеры Micro 4/3? Как владелец подобной камеры могу отметить, что у "микры" нее есть ряд очень весомых плюсов:

  • Компактность - беззеркалки micro 4/3 практически идеальные "тревел-камеры". Тушка по размерам может не отличаться от камеры с APS-C, но оптика под "микру" гораздо компактнее.
  • Качество картинки - несмотря на то, что оно не дотягивает до полнокадрового, принижать его не стоит. Современные фотокамеры Micro 4/3 по детализации, динамическому диапазону и цветопередаче практически ничем не уступают камерам с APS-C. Этого уровня качества хватает большинству продвинутых любителей, а начинающим любителям его хватает с большим запасом!
  • Низкая стоимость владения - даже если продвинутые тушки стоят недешево, цена на оптику вполне демократичная (особенно если искать б/у). Стоимость полного комплекта из "топовой" тушки и "топовой" оптики Micro 4/3 раза в 2 дешевле, чем у полного кадра.
  • Мощная стабилизация изображения - у большинства моделей матрица имеет 5-осевую стабилизацию, которая очень эффективна против дрожания рук. За это "микру" очень любят видеографы.

В виду малого размера сенсора картинка у камер Micro 4/3 больше похожа на "видюшную". Глубина резко изображаемого пространства намного больше чем у "полного кадра", поэтому для съемки портретов с очень сильно размытым задним планом Micro 4/3 не подходит. С другой стороны, большая ГРИП играет на руку любителям пейзажа, позволяя минимальными усилиями получать резкость от травы под ногами до линии горизонта.

Наиболее популярные семейства камер Micro 4/3:

  • Olympus PEN, OM-D (погодозащищенные);
  • Panasonic Lumix G, GX (тревел-камеры), GH (для видеографов);
  • Xiaomi Yi (пока представлено в виде одной модели M1).

1"

Дюймовыми матрицами оснащаются продвинуто-любительские компактные фотокамеры с несменной оптикой. Если сравнивать с "полным кадром", кроп-фактор у дюймовых матриц получается около 2.7. Как и прежде качество фотографий при хорошем освещении получается очень достойным, но при ухудшении освещенности на фотографиях появляются шумы. В принципе, по уровню шумов при вечернем освещенииэти камеры не сильно уступают APS-C и Micro 4/3, или не уступают вообще. Это достигается благодаря использованию хоть несменной, но светосильной оптики, которая позволяет при плохом освещении снимать с более низкой чувствительностью - а именно этот параметр оказывает влияние на шумы.

Главные достоинства камер с несменной оптикой и дюймовым сенсором:

  • сочетание качества картинки с компактностью камеры - фактически качество фотографий получается как у зеркалки, при том что камера легко помещается в карман куртки (хотя есть и исключения);
  • универсальность - как правило того функционала, который зашит в этих компактных устройствах за глаза хватает большинству любителей, да и профессионалу, использующий это устройство как "вторую" камеру.

Есть и недостатки:

  • никаких возможностей для расширения функционала;
  • высокая для "мыльницы" стоимость.

В чем польза большой матрицы?

Подводя итог выше сказанному, постараемся свести все достоинства фотокамер с большим размером сенсора к списку конкретных правтических преимуществ.

  1. Большая матрица - большое разрешение. Причем, разрешение честное. 40 мегапикселей на полнокадровой матрице - это четкая и детализированная во всех мельчайших подробностях картинка. 40-мегапиксельная фотография со смартфона - при ближайшем рассмотрении это "месиво" из пикселей, больше похожее на мазки акварелью.
  2. Большое матрица - большое фокусное расстояние. Большое фокусное расстояние - минимальные искажения перспективы и возможность управлять резкостью/размытием за счет изменения ГРИП - это придает фотографии объем. На "мелких" матрицах картинка "плоская". Размытие фона если и есть, то очень слабое.
  3. Большая матрица - меньший уровень шумов на высоких ISO. Разница особенно заметна при съемке в помещении без вспышки или вечером на улице.
  4. Больше матрица - лучше цвет и шире динамический диапазон (не теряются детали в глубоких тенях и ярких светах).
  5. Меньше матрица - хуже картинка (если сравнивать с полным кадром сопоставимым по году выпуска).
  6. Меньше матрица - дешевле система.
  7. Меньше матрица - камера и объектив компактнее и легче.
  8. Меньше матрица - больше ГРИП и слабее размытие фона на портрете.

Сменная оптика или несменная?

Про матрицы и тушки уже было сказано достаточно слов, теперь пришло время поговорить о не менее важной вещи - объективе.

Объектив - это главный элемент фотокамеры, как бы странно это не звучало. Качество изображение на 90% зависит именно от объектива, поэтому к выбору этого устройства стоит подойти ответственно.

Мы уже определились, что большая матрица хорошо, а маленькая плохо. Теперь давайте определимся относительно сменной и несменной оптики. Здесь уже все не так однозначно.

Как известно, зеркалки и системные камеры (беззеркалки) подразумевают использование сменной оптики. Но есть на рынке еще один класс фотокамер - это "премиум-компакты". В отличие от обычных мыльниц они имеют матрицы размером 1 дюйм, то есть, по размерам они сопоставимы с "кропнутыми" камерами. Но отличие от зеркальных и системных камер эти компакты имеют несменные объективы - довольно качественные, но несменные.

Самая главная характеристика объектива - его фокусное расстояние . Оно определяет угол обзора объектива и, соответственно, область его применения. Чем меньше фокусное расстояние, тем более широкий угол зрения у объектива. Очень условно диапазоны фокусных расстояний можно разделить таким образом:

  • до 35 миллиметров - пейзаж
  • 50-85 мм - портрет средним планом
  • 135 мм - портрет крупным планом
  • от 200 мм - фотоохота, спортивный репортаж

Для кропнутых камер существует понятие эквивалентного фокусного расстояния - с учетом кроп-фактора. Таким образом, китовый объектив 18-55 миллиметров будет эквивалентен по углу поля зрения полнокадровому ~28-80 мм (реальное фокусное расстояние умножается на кроп-фактор).

Практически у всех камер штатный объектив позволяет снимать сюжеты в следующем диапазоне (в качестве цифр приведено именно эквивалентное фокусное расстояние):

Эти два примера фотографий иллюстрируют наиболее типичное применение фотокамеры в любительских целях - фотографировать портреты своих друзей и близких, иногда пейзажи и макро. Широкий угол вроде присутствует и его в большинстве случаев достаточно, но фотографии с него выглядят "обычно". То же самое "телевик" - вроде объектив приближает, но не сильно - у "мыльницы" с 3-кратным зумом.

А вот какие фотографии позволяет делать сменная оптика:

Для пейзажной съемки используется сверхширокоугольные объективы, они захватывают большой кусок пространства, но визуально "отдаляют" объекты. Это называется эффектом перспективы. Такие фотографии часто смотрятся гораздо интереснее, чем классические пейзажи на 28 мм. Такой же прием используется для интерьерной съемки, при этом размер помещения на фотографии кажется больше, чем на сомом деле.

300 мм

Телеобъектив (200...300 мм) "сужает" пространство и позволяет сфотографировать удаленный объект крупным планом. Эффект перспективы практически отсутствует.

Телевик незаменим для фотоохоты, съемки спортивных соревнований и других сюжетов, когда при съемке нет возможности подойти ближе. Но за это приходится расплачиваться своеобразной картинкой без эффекта перспективы. Изображение выглядит подобно аппликации, где масштаб объекта и масштаб фона одинаковые и объект выглядит как будто наклеенным.

Эти фотографии приведены здесь не просто так. Если вы купите фотоаппарат с несменной оптикой, скорее всего вы будете оганичены диапазоном фокусных расстояний 28-70 мм (возможно, чуть больше, но не намного). Этот фотоаппарат позволит вам получать фотографии очень хорошего качества, но если вдруг вы захотите всерьез заняться пейзажной фотографией, то с данной камерой вы уткнетесь в ограничение по широкому углу - ближе 28 миллиметров вы "задвинуть" объектив не сможете. Другая крайность - фотоохота. Здесь вам уже будет не хватать "длинного" конца и с этим ничего не поделаешь. Фотоаппараты с несменной оптикой хороши для прогулок налегке - они легко поместятся в карман вашей куртки, позволят делать снимки замечательного качества, но съемка каких-то нетипичных сюжетов вам будет недоступна.

Если фотоаппарат подразумевает использование сменной оптики, то все эти ограничения снимаются. Естественно, объективы стоят денег, иногда немалых. Но если вы человек творческий, планируете учиться, расти и развиваться, то я настоятельно рекомендую приобретать фотоаппарат именно со сменной оптикой. Даже несмотря на то, что со штатным объективом качество картинки может уступать премиум-компактам (а так скорее всего и будет!), такая камера даже с дешевым фиксированным объективом (без зума) с точки зрения качества способна оставить далеко позади камеру с несменной оптикой.

Зеркалка или беззеркалка?

Если вы решили приобрести фотоаппарат со сменной оптикой, перед вами встает следующая задача - выбрать тип камеры. Выбор невелик - либо это зеркальная камера, либо системная (беззеркалка).

В настоящее время зеркалки и беззеркалки популярны примерно в одинаковой степени и выбор в значительной степени зависит от ваших личных предпочтений. По большому счету наличие или отсутствие зеркала в конструкции камеры никак не отражается на качестве получаемых фотографий. Немного отличается съемочный процесс. Если вам больше нравится снимать, глядя в "глазок" - берите зеркалку или беззеркалку с дополнительным электронным видоискателем. Если удобнее пользоваться экраном (как на мыльнице), однозначный выбор в пользу беззеркалки.

Оптический или электронный видоискатель?

Оптический видоискатель хорош тем, что передает картинку "как есть" - безо всяких приукрашиваний, задержек, мерцания и т.д. Поскольку он всего лишь система зеркал и линз, он не потребляет электроэнергию, тем самым продлевая время работы камеры от аккумулятора. С другой стороны, у зеркального видоискателя есть и недостатки. У большинства камер он имеет покрытие не 100% кадра, а чуть меньше - 95-98%. Из-за этого в кадр могут попадать лишние объекты по краям кадра и придется дополнительно кадрировать снимок, незначительно теряя его разрешение. Зеркальный видоискатель отражает минимум "служебной" информации - выдержка, диафрагма, ISO, экспокоррекция. Заставить его показывать, скажем, живую гистограмму, баланс белого или электронный уровень невозможно. Из-за этого есть повышается вероятность бракованного снимка из-за неправильного уровня экспозиции, баланса белого, завала горизонта. Чтобы окончательно оценить правильность настроек и кадрирования нужно делать пробный снимок, отрываться от видоискателя, смотреть на экран и в случае ошибки вносить поправки в настройки. На это тратится дополнительное время, однако при должном опыте количеству подобных дублей сводится к минимуму.

Главное достоинство электронного видоискателя (ЭВИ) - он отображает информацию, снятую с матрицы с уже примененными настройками камеры и дает возможность оценить результат еще до срабатывания затвора. Видоискатель полностью дублирует содержимое экрана камеры при съемке и просмотре. Помимо самой картинки ЭВИ может отображать массу нужной информации - помимо выдержки и диафрагмы можно вывести живую гистограмму, электронный уровень, подсвечивать переэкспонированные и недоэкспонированные области, обводить рамкой объекты, на которые наведена резкость, выводить картинку с применением выбранного стиля изображения, баланса белого. Это очень здорово помогает при съемке и позволяет сократить до минимума количество "пристрелочных" дублей. То есть, можно вести съемку, не отрывая глаз от видоискателя - экономится время, упускается меньше интересных моментов. Расплачиваться за это приходится дополнительным энергопотреблением, которое возникает при работе матрицы и видоискателя. У старых камер электронный видоискатель отображал картинку с небольшой задержкой, это затрудняло съемку в движении, однако у современных камер задержка в отображении если и есть, то очень незначительная. Электронный видоискатель есть не у всех системных камер. Модели попроще и подешевле лишены этой опции и для съемки используется экран. В принципе, ничего в этом страшного нет за исключением съемок в яркую солнечную погоду, когда экран может выглядеть бледно. Хотя для полноценной работы лучше предпочесть фотокамеру с видоискателем.

Автофокус - фазовый или контрастный?

Второе отличие зеркалки от системной камеры - это автофокус .

Автофокусировка у зеркальной камеры осуществляется по фазовым датчикам . Отличительная черта этого механизма - если объект не в фокусе, фотокамера "знает", в какую сторону надо крутить фокусировочный механизм, что в общем случае ускоряет наведение на резкость. Если заглянуть в видоискатель зеркалки, там можно увидеть примерно такую картинку:

Черные прямоугольники - это и есть фазовые датчики фокусировки. Их может быть и больше - до нескольких десятков. Все эти датчики расположены не в плоскости кадра (поверхность матрицы), а в отдельном блоке, расположенном перпендикулярно ей - между зеркалом и видоискателем. Из-за этого может возникнуть разсогласование - по датчикам резкость вроде бы наведена (точки в видоискателе подсветились), а на фотографии объект оказался нерезкий. Это явление называется "фронтфокус" и "бэкфокус" (в зависимости от того, в какую сторону автофокус дает промах). Оно лечится юстировкой фотокамеры и объектива в сервисном центре. Чаще всего фокус мажет при использовании светосильных объективов на недорогих тушках.

У современных зеркальных камер есть режим "живого просмотра" - Live View, при котором зеркало поднимается и фокусировка происходит по контрастному методу, как у беззеркальных камер. При этом большинство преимуществ зеркалки сводятся на нет.

В системных камерах используется преимущественно контрастный метод фокусировки при котором в роли датчиков автофокуса выступает сама матрица. Информация с матрицы считывается и обрабатывается в реальном времени. Специальный алгоритм определяет - достаточно ли резок объект в зоне фокусировки. Если резкость недостаточная, дается команда объективу на смещение фокусировочной группы линз, которое будет происходить до тех пор, пока не будет обеспечена максимальная контрастность краев объекта. При этом первоначальное направление фокусировки может быть определено неправильно и автофокус какое-то время "елозит" туда-сюда, причем чем хуже освещенность, тем дольше происходит фокусировка.

Контрастный способ уступает фазовому в скорости, но превосходит в точности фокусировки - такие вещи как "фронтфокус" и "бэкфокус" беззеркалками неведомы. Также контрастный автофокус может работать в любой области изображения, а не только там, где есть датчики фокусировки. У камер с сенсорным экраном достаточно ткнуть пальцем в нужный объект на экране, резкость на него будет сразу же наведена. Это очень удобно при съемке со штатива - нет нужды поворачивать камеру, чтобы ловить объект в зону действия татчиков автофокуса. У современных системных камер проигрыш по скорости фокусировки зеркальным камерам минимален, а то и вовсе отсутствует.

Во многих современных камерах (и в зеркалках и в беззеркалках) применяется механизм гибридной фокусировки, при которой часть пикселей матрицы используются в роли фазовых датчиков. Гибридная фокусировка сочетает в себе скорость фазовой и точность контрастной фокусировки. Гибридная фокусировка может использоваться как в зеркалках (в Live View), так и в беззеркалках и сводит их отличия в плане работы автофокуса к нулю.

Системные камеры имеют более простое устройство затвора (без подвижного зеркала), в следствие чего они превосходят зеркалки по скорости серийной съемки раза в полтора. По своему опыту могу сказать, что даже если вы не увлекаетесь съемкой "пулеметными очередями", это свойство может сыграть важную роль при съемке каких-то быстро протекающих событий. Это могут быть спортивные мероприятия, танцы, активный отдых, игры с домашними животными. В быстротечных моментах скрывается огромное количество эмоций, которые практически невозможно поймать, снимая 4 кадра в секунду (типичная скорострельность для любительской зеркалки). Это еще один большой плюс беззеркалок.

Итак:

  • Если вам нравится снимать через оптический видоискатель, берите зеркалку.
  • Если вам привычнее снимать "как на мыльницу" с использованием экрана, покупать зеркалку нет никакого смысла, так как в режиме Live View она теряет все свои преимущества.
  • Если вы цените комфорт и удобство при съемке, берите беззеркалку с электронным видоискателем.
  • Если вы собираетесь снимать видео - берите беззеркалку.
  • Если вам нужна высокая скорость серийной съемки - берите беззеркалку.
  • Если вы хотите совместить компактность, небольшой вес и высокое качество изображения - берите беззеркалку.
  • Если для вас критична возможность делать 1000 снимков на одном заряде аккумулятора - берите зеркалку.
  • Если вы ходите в походы - берите беззеркалку и несколько запасных аккумуляторов.
  • Если у вас куча хорошей "зеркалочной" оптики и вы не хотите с ней расставаться - берите зеркалку.
  • Если вы хотите, чтобы ваш аппарат выглядел "брутально" и вызывал уважение у потенциальных клиентов - берите зеркалку.
  • Если вы снимаете "чисто для себя", но возможностей смартфона вам не хватает - берите беззеркалку
  • Если вы профессионал, снимающий свадьбы или спорт - зачем вы вообще это читаете? :)

Лично мое мнение - с каждым годом поводов покупать зеркальную камеру становится все меньше и меньше. Для подавляющего большинства задач в рамках любительской фотосъемки покупать зеркалку сейчас смысла уже нет.

Смартфон или мыльница

Эта часть статьи для тех, кому не ставит перед собой сверхзадач в области фотографии, а ищет простой "фоторегистратор", который был бы всегда под рукой. Не буду приводить доводы технического плана, просто покажу один график:

Это статистика продаж камер ведущих производителей на период с 2003 по 2018 год. По графику четко видно, насколько резко упала популярность "мыльниц" за последние 5-6 лет, при том что количество продаж амер со сменной оптикой принципиально не изменилось. Как вы думаете, почему это произошло?

Лично мое мнение - уж если покупать фотоаппарат-мыльницу сейчас, то это должна быть фотокамера с матрицей 1" и больше. Только в этом случае она сможет превзойти смартфон по качеству картинки и функциональности. Это камеры Sony RX, Canon Gx, Panasonic Lumix LX. В этих сериях есть модели разных ценовых категорий, но редко они стоят дешевле 500 долларов. И если фотоаппарат покупается для творчества, рекомендую опять вернуться к прочтению раздела " ".

Дешевые мыльницы за 200-300 долларов с матрицами 1/2,3" покупать нет никакого смысла, это просто деньги на ветер. За эти деньги можно купить смартфон, который будет снимать не хуже, будет всегда под рукой и будет выполнять множество других полезных функций:)

Общие выводы

Итак, сказано было много, теперь настало самое время подвести общие итоги.

Камера на роль "фоторегистратора"

1. Не стоит покупать компактную мыльницу (с матрицей меньше 1"). На данный момент это вымирающий класс техники и они не имеют никаких реальных преимуществ перед смартфонами.

2. Смартфон тоже подойдет не любой. Старайтесь выбрать модель с несколькими камерами и чтобы хотя бы у основной камеры размер сенсора был не менее 1/2".

Камера для дома, для семьи

Средний бюджет покупки - около 25-35 тысяч рублей. Дешевле - либо слишком уж функционально урезано (например, ), либо .

Компакт, зеркалка, беззеркалка - смотрите по своим предпочтениям.

Если вам нужна "камера одной кнопки", выбирайте компактную камеру Canon, Sony, Panasonic. Единственный значимый параметр в этом случае - размер сенсора, он должен быть 1" (не меньше). В принципе, в этих "мыльницах" есть куча разных настроек, ручной режим и много чего еще, так что при желании есть что поизучать и в чем покопаться. Но главное ограничение этих камер - несменная оптика. Впрочем, большинству фотолюбителей ее возможностей хватает с большим запасом.

Основные отличия между зеркалкой и беззеркалкой с точки зрения простого любителя: зеркалка - это автономность, беззеркалка - это компактность. Если вам критично, чтобы на одной зарядке батареи можно было снимать по 1000 кадров, посмотрите, к примеру, . Если важна возможность гулять налегке, беззеркалки Micro 4/3 это то, что вам нужно. Какой-нибудь Olympus серии E-PL (или OM-D) и объектив Panasonic Lumix 20mm 1:1.7 - это будет очень компактно, функционал огромный, качество картинки замечательное, но максимум на что можно рассчитывать - 300-400 кадров на одном аккумуляторе.

Камера для творчества

Здесь уже все гораздо сложнее, ибо направление творчества бывает разным. Столь же сильно может различаться бюджет покупки. Я могу подсказать только основные критерии выбора, по конкретике решайте уже сами.

  • Художественная портретная съемка - смотрите в сторону полного кадра. Не важно, зеркалка или беззеркалка. Полный кадр лучше остальных "моет фон" и в полной мере использует потенциал "творческой" оптики. Canon, Nikon, Sony, Panasonic, что-то другое - решайте сами. Оценивайте в первую очередь не возможности тушки, а возможности и стоимость оптики (эта рекомендация касается и всех остальных пунктов).
  • Пейзаж - опять же, полный кадр с его динамическим диапазоном и возможностью использования широкоугольников будет вполне оправданным выбором.
  • Репортаж - полный кадр не обязателен. За цену "младшего" полного кадра вы купите "топовый" кроп, который обеспечит больший комфорт при работе в "боевых условиях".
  • Свадебная съемка - в той или иной степени включает в себя все три предыдущих пункта, так что решайте, что из перечисленного выше вам важнее:)
  • "Школьный и садиковский" фотограф - полный кадр не обязателен. Целевая аудитория на 99% совершенно не разбирается в фотографии, поэтому главное чтобы было "светло и резко". А чтобы это было - к любой кропнутой камере докупите объектив-фикс и внешний свет (одного импульсного источника на треноге с зонтом чаще всего бывает достаточно, но лучше два - для съемки больших групп).
  • Камера для съемки видео - в большинстве случаев кропа 1.5-2 более чем достаточно. Panasonic и Sony всегда в этой стезе были лидерами, но в последнее время им на пятки наступает Fujifilm. Кто-то снимает на Canon и на Nikon и тоже всем довольны. Не переоценивайте роль автофокуса - все равно рано или поздно придете к использованию ручного. Смотрите, чтобы 4K, которое сейчас всем так нужно, было полноценным - с высоким битрейтом и без обрезания картинки (часто бывает в любительских камерах). И еще, чтобы были Log-цвета. Впрочем, те, кто знает, для чего они нужны, подобные публикации наверно не читают:)
  • Камера для тревел-фото - что-то в меру компактное, всепогодное с универсальным объективом. Интересно выглядит Olympus OM-D + Olympus 12-100mm (но стоимость может напугать).

Все что приведено выше - это первое, что пришло в голову. Я не ставил себе цели изучать все технические характеристики и ценники. Запросы у всех разные.

О моей помощи в выборе фотоаппарата

До недавнего времени я оказывал услугу консультации по выбору фотокамеры по вашим критериям. Сейчас я ее не оказываю . В виду занятости у меня исчезла возможность регулярно знакомится с новинками фотоиндустрии, посещать презентации и выставки новинок. Поэтому максимум, что я могу сделать - скинуть ссылку на Яндекс.Маркет с подборкой фотокамер с подходящими под ваши задачи характеристиками, окончательный выбор за вами.

Информации о том, как выбрать фотоаппарат начинающему фотографу, великое множество. Но как не растеряться в бескрайнем море предоставляемых сведений?

Порой мнения профессионалов настолько противоречивы, что обыватели совсем отчаиваются выбрать что-то достойное.

Особенно трудно становится от понимания того, что рынок наполнен не просто пленочными или цифровыми устройствами, а зеркалками, компактами, «мыльницами», незеркалками…

Кроме того, в рядах вышеупомянутых зеркалок можно встретить тридцатипятимиллиметровые полнокадровые аппараты, формата APS-C и многих других.

Тем не менее, если вы внимательно изучите представленную ниже информацию, то вполне конкретно сможете ответить на вопрос о том, как правильно выбрать фотоаппарат.

Пленочный или цифровой?

В первую очередь отметим, что пленочными фотоаппаратами в настоящее время пользуется все меньше людей. И даже если у профессионала имеется такая камера, в большинстве случаев она пылится в чехле. Поэтому уделим максимальное внимание рассмотрению вопроса о том, как выбрать цифровой фотоаппарат. Он обладает следующими достоинствами:

Результат съемки виден сразу;

Фото можно без труда размещать в сети;

Нет надобности приобретать пленку;

Можно исправлять недостатки снимка благодаря программным средствам;

Разобраться с управлением цифровой камерой достаточно просто.

Что касается отрицательных моментов, то главным из них называют специфические искажения (шумы, зернистость, хроматические абберации), которые связаны с особенностями строения матрицы подобного устройства.

Категории камер

Как выбрать цифровой фотоаппарат, чтобы пользоваться им с удовольствием? Судя по отзывам профи, очень важно определиться с тем, для чего именно вам нужна камера. Станет ли она источником дохода или будет нужна только для запечатления дружеских посиделок? Представим условное подразделение фотоаппаратов на четыре категории:

- Компакты. Они не отличаются высокой стоимостью, тем не менее, оснащены набором опций. Последних не так уж много, но для новичка будет вполне достаточно. Подобные камеры еще называют «цифромыльницами». Не советуем относиться к ним с пренебрежением, поскольку они на достойном уровне выполняют свою работу. Качество снимков среднее.

Его вполне достаточно для печати фото размером десять на пятнадцать. Именно о такой камере стоит подумать людям, задающимся вопросом о том, как выбрать фотоаппарат для путешествий, эпизодической съемки вечеринок и т. п. Кроме того, подобные фотоаппараты как нельзя лучше подходят детям, ведь они просты в управлении и не привлекут внимания лиц, нечистых на руку.

- Суперкомпакты. Эти устройства можно постоянно носить с собой. Они считаются расширенной версией камеры мобильного телефона. Их можно спокойно подвесить за ремень на поясе либо положить в карман. Подобные фотоаппараты обычно оснащены минимумом настроек, включающих сюжетные режимы.

- Зеркальные камеры. Имеются в виду модели для начинающих фотографов, а не для профи, техника которых стоит десятки тысяч долларов. Тем не менее даже с такими камерами трудно управляться. Вам не обойтись без тщательного штудирования инструкций, углубления в теорию и практику, конечно же. Как выбрать зеркальный фотоаппарат новичку? В первую очередь рекомендуется уделить внимание количеству опций в понравившейся модели. Если их будет слишком много, процесс съемки может очень скоро наскучить.

- Суперзумы. Эти камеры предназначены для особых целей. К примеру, для удаленной съемки птиц или диких животных. Как выбрать фотоаппарат этой категории? Важно обратить внимание на такие нестандартные параметры, как количество кадров в секунду и глубина погружения.

Теперь, когда вы определились с тем, в каких целях будете использовать камеру, рассмотрим, по каким параметрам выбрать фотоаппарат.

Матрица

Довольно широко распространено ошибочное мнение о том, что главным параметром этой детали является количество мегапикселей. На самом деле гораздо более важен физический размер, которым обладает матрица фотоаппарата. Как выбрать камеру, опираясь на этот параметр? Искать устройство, оснащенное матрицей максимального размера. Однако учитывайте, что эта деталь оказывает прямое влияние на размер оптики и, как следствие, всей камеры. Таким образом, о суперкомпакте с полноразмерной матрицей даже мечтать не стоит.

Как выбрать цифровой зеркальный фотоаппарат, принимая во внимание вышеуказанный параметр? В камерах данного типа в настоящее время используются сенсоры CDD или CMOS. Особых отличий между ними не наблюдается, хотя разница в некоторых свойствах все же есть. Как отмечают пользователи, фотоаппараты с матрицей CMOS работают чуть быстрее. Немаловажен тот факт, что они не потребляют много энергии и стоят дешевле.

Что касается разрешения, то оно, конечно же, тоже влияет на качество снимков. Теоретически чем выше этот показатель, тем больше деталей будет видно на фотографии. Но здесь играют немаловажную роль всевозможные искажения, наиболее заметные при матрицах многопиксельных, но небольшого размера. Те детали, которые ожидалось увидеть на снимке, оказываются напрочь «забиты» точками разных цветов. Поэтому не ищите лишь большое разрешение. Для печати качественных снимков вплоть до формата А4 вполне хватит шести мегапикселей.

Выясняя, как выбрать фотоаппарат, не принимайте во внимание некорректное утверждение о том, что камеры с высоким разрешением делают снимки не очень хорошего качества. Этот миф основывается на сравнении снимков пиксель в пиксель, то есть в полном разрешении. Если привести фотографии к одному разрешению (а это может сделать каждый благодаря современным графическим редакторам), то различий уже не будет. Так что не стоит специально выбирать камеры с низким разрешением.

Оптика

На эту составляющую рекомендуют обратить особое внимание. Дело в том, что именно от качества объектива будет зависеть возможность устройства делать снимки при невысокой освещенности (учитывайте светосилу), его способность охватывать большее пространство (смотрите на угол обзора) и снимать удаленные предметы максимально крупным планом (за это отвечает зум). Эта деталь обеспечивает достаточную резкость и четкость снимков, а также отсутствие искажений.

Как выбрать объектив для фотоаппарата? Присмотритесь к понравившейся модели. Обычно на ней написано следующее: 5.8-34.8 mm 1:2.8-4.8. Что это обозначает? Первые два числа указывают на расстояние от матрицы до передней линзы (фокусное), а вторые – на показатели светосилы объектива. В зеркальных фотоаппаратах предусмотрена возможность смены этой детали. Благодаря этому вы приобретете максимально подходящий для конкретных условий прибор.

Как выбрать объектив для зеркального фотоаппарата? Обращайте внимание еще на один показатель – уровень светосилы. Он определяет способность камеры снимать при плохой освещенности. При этом чем меньше числа, тем лучше. К примеру, показатель 1:2.8-3.8 предпочтительнее, чем 1:2.8-4.8.

Угол обзора можно определить, исходя из фокусного расстояния. Оно обратно пропорционально обзору. Разбираясь с тем, как выбрать фотоаппарат, учитывайте, что невысокое фокусное расстояние указывает на широкий угол обзора. Таким образом, вам не придется отходить, чтобы все интересующие предметы попали в кадр. Но многие широкоугольные камеры существенно искажают края снимка.

Что касается зума, то данный параметр можно определить, выяснив отношение максимального фокусного расстояния к минимальному. Так, если на объективе вы видите числа 5.8:34.8, то зум равняется шести (мы, конечно же, говорим об оптическом).

Без особого оборудования не удастся самостоятельно оценить уровень качества изготовления объектива. В этом случае остается лишь довериться производителю. Во избежание неприятных сюрпризов выбирайте технику проверенных марок. Среди последних можно выделить Canon, Nikon, Olympus, Sony, Fujifilm, Samsung.

Ручные режимы, автоматические настройки

Как выбрать фотоаппарат по встроенным режимам съемки? Для прояснения ситуации рассмотрим данный параметр подробнее:

- Автоматический режим. В этом случае устройство самостоятельно определяет такие характеристики, как выдержка, диафрагма, чувствительность. Можно полностью довериться технике, только нажимая на кнопку для фиксирования важного для вас момента. Если вас интересует эта опция, приобретайте камеру с хорошим автоматическим режимом.

- Сюжетный. Он является практически полным аналогом предыдущего. Единственное отличие – большая адаптированность под снимаемый сюжет. К примеру, в режиме «небо» лучше видна фактура облаков. Они уже не будут казаться простыми белыми пятнами. При выборе режима «спорт» можно добиться большей четкости движущихся предметов (это обеспечивает меньшая выдержка).

- Полуавтоматические. Пользователю предоставляется возможность самостоятельно установить некоторые параметры (к примеру, определить чувствительность, а камера настроит выдержку и диафрагму).

- Ручной. В этом режиме все параметры съемки выставляются вами по своему усмотрению.

Отметим, что полуавтоматические и ручные режимы в непрофессиональных камерах ценятся невысоко. Пока вы не станете профи в этой области, настроить выдержку, четкость и другие параметры лучше фотоаппарата вы не сможете. Камеру с такими режимами стоит приобрести в том случае, если в будущем есть планы перейти на технику профессионального уровня.

Стабилизатор изображения

С его помощью получаются более четкие фотографии при неудовлетворительной освещенности, когда не обойтись без длинной выдержки, и риск того, что при съемке дрогнет рука, значительно возрастает. В современных камерах эта деталь может быть цифрового или оптического типа. Как выбрать хороший фотоаппарат? Приобретайте устройство со стабилизатором. И хотя профессионалы отмечают, что в любительских камерах эта деталь не отличается высокой эффективностью, тем не менее, она в какой-то степени поможет сделать ваши снимки лучше.

ISO

В цифровых фотоаппаратах, так же, как и в их пленочных предшественниках, чувствительность измеряется в единицах ISO. В наиболее продвинутых камерах она достигает поистине удивительных значений в 6400. Однако не стоит обращать на эти цифры особого внимания, ведь при чувствительности свыше 800 на снимке будет слишком много шумов.

Аккумулятор или батарейки?

Как выбрать хороший фотоаппарат, чтобы он не подвел в самый ответственный момент? Для этого следует приобрести устройство с надежным источником питания. Последнее может обеспечиваться как встроенным аккумулятором, так и пальчиковыми батарейками. Минус аккумулятора заключается только в его стоимости. Что касается пальчиковых батареек, то они могут внезапно сесть, имеют большой размер и вес, кроме того, многие камеры не определяют уровень их заряда.

Карта памяти

Как выбрать флешку для фотоаппарата? В большинстве современных камер используются карты памяти типа SD. Тем не менее некоторые производители не торопятся менять устаревшие форматы (как, к примеру, Memory от Stick Sony).

Отметим, что принципиальной разницы между ними нет. Как правильно выбрать цифровой фотоаппарат? Как утверждается в многочисленных отзывах пользователей, ставить во главу угла совместимость с другими приборами не стоит. Дело в том, что так называемые картридеры (устройства, предназначенные для чтения карт) сегодня вполне доступны по цене.

Штатив

Другое название этого устройства – тренога. Оно предназначено для обеспечения надежной фиксации камеры, особенно при съемках на длинной выдержке. Как выбрать штатив для фотоаппарата? Перечислим базовые критерии:

Тренога должна соответствовать модели имеющегося фотоаппарата (значение имеют вес и габариты камеры).

Штатив следует выбирать в соответствии с преследуемыми целями съемок.

Рабочая высота устройства должна быть максимальной.

При необходимости постоянных транспортировок важно учитывать размер треноги в сложенном виде.

Как правильно выбрать зеркальный фотоаппарат? «Тушка» должна быть от проверенного производителя (в настоящее время в тройку лидеров входят Nikon, Canon и Sony). К ней придется докупить еще немало оптики.

В процессе выбора камеры обязательно подержите в руках несколько моделей. Если вы собираетесь снимать на профессиональном уровне, очень важно, чтобы устройство удобно лежало в руках.

Kit или Body?

Как выбрать хороший фотоаппарат зеркальный? Учитывайте приставку к названию модели. Так, если это Body, значит, камера продается без объектива и иных дополнительных комплектующих. В моделях с приставкой Kit в комплекте имеется объектив. Он, как правило, больше подходит для новичков, поскольку не отличается высокими характеристиками.

Как выбрать фотоаппарат для любителя? Приобретайте модели с надписью «Double Kit». Они комплектуются двумя объективами – обычным и зумовым. Такого набора вполне хватит на первое время для того, чтобы ознакомиться с особенностями техники. Это наилучший вариант для начинающих. Профессионалы, в свою очередь, предпочитают приобретать только «тушки», чтобы самостоятельно докупать всю необходимую им оптику.

Подробнее о марках. Canon

Камеры указанного производителя пользуются огромной популярностью. И главной причиной успеха компании называют ее оперативное реагирование на ноу-хау. В фотоаппаратах Canon с успехом воплощаются новейшие технологии. О многом говорит тот факт, что устройства Canon EOS 5D Mark II широко используются в качестве кинокамер в Голливуде для съемок высокобюджетных лент.

Как выбрать зеркальный фотоаппарат Canon? Перед походом в магазин определитесь с тем, для чего вам нужно это устройство, поскольку даже сам производитель занимается разработкой различных линек своего продукта, основываясь на задачах, которые ставят перед собой пользователи. К примеру, для фоторепортеров выпускаются камеры, скорость работы затвора в которых составляет двенадцать раз в секунду. А студийные фотографы из мира моды активно приобретают камеры с большой матрицей для того, чтобы добиться максимального качества снимков.

Недорогие камеры

Вы хотите приобрести зеркальный фотоаппарат? Какой выбрать, чтобы покупка не ударила по карману? Canon предлагает широкий выбор бюджетных зеркалок. Мы выделим две наиболее популярные модели.

Canon EOS 600D. Представляет собой немного модернизированный вариант 550 D. Оснащается поворотным дисплеем. Стоимость колеблется в пределах двадцати – двадцати двух тысяч рублей.

Canon EOS 1100D. Стандартная бюджетная модель. Некоторые пользователи отмечают не совсем высокую скорость ее работы. Средняя цена – пятнадцать тысяч рублей.

Средние по стоимости камеры

Как выбрать полупрофессиональный фотоаппарат? Судя по отзывам, наиболее надежный вариант – Canon EOS 5D Mark II. Его можно приобрести от 65 тыс. руб. Второе по популярности место занимает устройство Canon EOS 60D. Оно стоит вдвое дешевле. На третьем месте – Canon EOS 7D. Он обойдется в42 тысячирублей.Особенно популярен среди начинающих репортажников. Отличается влаго- и пылезащищенным корпусом.

Предпочтения профессионалов

Показателем хорошего вкуса уже давно стал фотоаппарат Canon. Какой выбрать для самого взыскательного пользователя? Рекомендуем устройство серии 1D X. Его стоимость составляет 285 тыс. руб. Характеристики аппарата впечатляют: показатель наибольшей светочувствительности ISO – 204800, скорость затвора – 12 кадров/сек., поле зрения в видоискателе – 100%.

Nikon

Какой цифровой фотоаппарат лучше выбрать? Доверьтесь надежному производителю! Если вы начинающий пользователь, остановите внимание на модели Nikon Coolpix S520. Она отличается компактностью (115 грамм без аккумулятора) и приличными характеристиками: трехкратный оптический зум, 2.5-дюймовый экран, матрица – 8.1 Мп. Еще одна хорошая зеркалка начального уровня – D5000.

Она оснащена практически тем же набором функций, что и в профессиональных фотоаппаратах. Самой продвинутой из любительских называют D3100. Она обойдется примерно в 15-17 тысяч рублей. Хотите приобрести фотоаппарат Никон? Как выбрать вариант для профессионала? Оптимальная в этом плане модель – D700. У нее металлический корпус, надежно защищенный от попадания влаги, и CMOS-матрица на двенадцать мегапикселей.

Как выбрать компактный фотоаппарат

Так называемые беззеркалки не оснащаются оптическими видоискателями и зеркальным блоком, за счет этого они намного более компактны. Построением кадра в них занимаются электронные видоискатели и дисплеи высокого разрешения. Среди наиболее популярных моделей – Sony A6000, Panasonic Lumix DMC-GH3 (58 тыс. руб.), Fujifilm X-M1 (28 тыс. руб.), Olympus OM-D E-M10 (27 тыс. руб). При выборе обращайте внимание на уровень шума, наличие Wi-Fi-модуля и систему быстрой гибридной фокусировки.

Камера дешевле десяти тысяч рублей

Как выбрать недорогой фотоаппарат? Прежде всего, ориентируйтесь на тактильные ощущения. Устройства с металлическим корпусом выглядят более представительными. Если вы планируете использовать камеру в путешествиях, обращайте внимание на мощность зума. Для фотографирования семейных и дружеских посиделок вполне хватит устройства с пятикратным увеличением.

Как выбрать фотоаппарат-«мыльницу»? Стоит ли приобретать модель с большим количеством мегапикселей? Нет. Во множестве современных камер их достаточно, и заметной разницы в качестве снимков вы не увидите. Представленные ниже фотоаппараты однозначно стоят своих денег, однако ожидать от них качества зеркалок не стоит.

Panasonic Lumix DMC-SZ7 - 5 500 руб.

Nikon Coolpix S6400 - 4 600 руб.

Sony Cybershot DSC-H90 - 5 000 руб.

Canon Ixus 125 HS - 4 900 руб.

Новомодные смарт-камеры

Это самый современный тип фотоаппаратов. Впервые «умные» модели были представлены в 2012 году. Подобные аппараты являются гибридом компактной камеры и смартфона. От последнего они унаследовали ОС "Андроид", возможность соединения с другими устройствами посредством беспроводного подключения и тачскрин.

Свой выбор на таких моделях останавливают те пользователи, которым важно сразу же размещать сделанные снимки в Интернете и наслаждаться различными мобильными приложениями. Лидер в этой области – компания Samsung. Она предлагает модели линейки Galaxy Camera от 12 до 53 тысяч рублей. За ними скромно следует Nikon Coolpix S800C за 5 000 руб. На него можно загружать приложения Google Play, в том числе программы для обработки снимков.

Заключение

Представленный выше обзор зеркальных фотоаппаратов и их более дешевых собратьев поможет определиться с выбором и приобрести наиболее подходящую по техническим характеристикам модель. Однако помните, что какой бы хорошей ни была камера, все зависит от того, в каких руках она находится. Конечно, сделать отличный снимок на дешевый фотоаппарат сложно, но можно. Успехов в творчестве!

Буквально еще 10 лет назад зеркальный фотоаппарат для любителя был недоступен. И дело даже было не только в цене. Большинство производителей не рассматривали среднего обывателя как потенциальную потребительскую нишу. К счастью, со временем тенденция изменилась. И сегодня найти хороший фотоаппарат для любителя среди «зеркалок» даже проще, чем среди поднадоевших «мыльниц».

Чисто внешне для обычного потребителя одна «зеркалка» от другой ничем не отличается. Поэтому возникает резонный вопрос: чем же отличается любительский класс от профессионального. Прежде всего, физическим размером матрицы. Речь идет не о разрекламированных мегапикселях, а о диагонали, измеряемой в миллиметрах. Большинство профессиональных фотоаппаратов имеют полноразмерную матрицу. Очевидно, что фотокамера любительского класса будет уступать по этому параметру.

Второй важный момент – это удобство использования. Понимая, что любитель не готов выполнять большое количество ручных настроек, многие производители добавили уже предустановленные режимы и упростили меню. Но и это еще не все. Зачастую в любительские зеркальные фотоаппараты добавляются функции, созданные только для привлечения потребителей. К ним относится передача файлов через Wi-Fi, возможность сразу выкладывать их в социальные сети и съемка видео. Профессионалам это все ни к чему.

Однако, чтобы пополнить рейтинг любительских фотокамер, этого бывает недостаточно. Все же одним из показателей все еще остается низкая стоимость. На любительские «зеркалки» она обычно не превышает 60-70 тысяч рублей. Причем за такую стоимость можно купить даже комплект, состоящий из body и объектива.

Как выбирать?

К сожалению, нет единых критериев при выборе фотоаппарата для любителя. Ведь ни один специалист не знает, что и как будет сниматься на камеру. Конечно, рейтинг, составленный экспертом, поможет выбрать лучшее в определенном классе. Однако это не гарантирует того, что фотокамера будет соответствовать ожиданиям потребителя. Тогда возникает резонный вопрос: как выбрать действительно свой фотоаппарат?

В первую очередь, нужно решить, для каких целей покупается камера. Одно дело – семейные фотоснимки, другое – пейзажная съемка и третье – репортаж. Конечно же, в каждом случае требования, предъявляемые к фотоаппарату, будут разными. Далее нужно понять, какую сумму можно потратить изначально и сколько в дальнейшем. И последнее – простота и удобство использования. Это качество особенно важно для новичка в фотографировании.

Удивительно, но как только любитель решает, какой фотоаппарат купить, он становится для него самым лучшим, и относительно долгое время он не готов от него отказаться. Все дело в том, что привыкая к определенным настройкам и свойствам камеры, очень сложно в дальнейшем «пересесть» на что-то другое.

Рейтинг 2019

Тем, кто только в начале пути и только решает, какой станет его первая камера, может помочь рейтинг, составленных на основе экспертных мнений и потребительных тестов. Большинство интернет-изданий его составляет в начале года. 2019 год не стал исключением. В каждом классе называется свой лучший фотоаппарат. Конечно, есть такие и среди любительских камер. Именно о них пойдет речь ниже.

Так, в классе зеркальных фотоаппаратов можно отметить:

Среди топовых «мыльниц» можно выделить:

И, конечно, «беззеркалки». Сегодня ни один рейтинг не обходится без них:

Чтобы оценить плюсы и минусы каждого, стоит немного узнать о них. Но обо всем по порядку.

Пожалуй, Nikon D5500 – по-настоящему любительский зеркальный фотоаппарат. Он одним из первых у производителя стал гордо именовать собой этот класс. Именно с его выпуском стало очевидно, что Nikon раз и навсегда решил осваивать нишу бюджетных и любительских камер. Итак, что же такого примечательного в нем?


Во-первых, при первом же знакомстве бросаются в глаза более компактные размеры по сравнению с предшественниками. Во-вторых, удобная панель с колесиками и кнопочками, на которой есть необходимый минимум для управления фотоаппаратом. В-третьих, при более детальном рассмотрении можно заметить КРОП-матрицу с хорошим разрешением, сенсорный экран, удобный для новичков, и отличный китовый объектив в комплекте.

Для тех, кто хорошо знаком с рынком «зеркалок», очевидно, что прямой конкурент Nikon не мог не выпустить в этом сегменте свою удачную модель. Ею во всех смыслах стал Canon EOS 550D. Несмотря на то что фотоаппарат выпускается с 2010 года, он не потерял своей актуальности даже в 2019. А благодаря постоянному появлению новинок, снижение цены на него только подхлестывает интерес у новичков.

Его отличительные черты – это 18-мегапиксельный сенсор и встроенный процессор DIGIC. Как покажет практика, это одно из самых удачных сочетаний во всех марках фотоаппаратов от Canon. К тому же он дополнен удобным 9-точечным автофокусом и хорошей скоростью серийной съемки до 4 кадров в секунду. Характерная эргономика для всех камер Canon не оставит равнодушным поклонников этой марки.


Камера Sony Alpha 68 для своей цены — просто находка. Среди своих ближайших конкурентов она выделяется оригинальной системой 4D-фокусировки, которая позволяет создать более четкие изображения движущихся объектов и во время съемки при плохом освещении. Помимо этого, среди ее технических характеристик можно отметить удобный LCD-дисплей, широкий диапазон ISO — от 10 до 25 600 и 24-мегапиксельный сенсор.

Пожалуй, можно отметить только один недостаток, присущий подобным маркам фотокамер, — это относительно небольшое количество фирменных сервисных центров и узкий выбор оригинальных объективов. Если это не смущает, то можно смело останавливать свой выбор на фотоаппарате от Sony.


На рынке компактных фотоаппаратов компания Panasonic преуспела как никакая другая. В линейке Panasonic Lumix практически не было неудачных моделей. Среди всех можно отметить LX7, которую выделяет удачное сочетание цены и качества. Благодаря светосильному объективу, для «мыльницы» удается получить приличные фотографии.

К тому же Panasonic Lumix LX7 обладает весьма компактными размерами, удобным меню и удачной эргономикой. Многие профессионалы сознаются, что могли бы приобрести этот фотоаппарат в качестве дополнения к «зеркалке». Ведь не всегда удобно брать с собой много громоздкой аппаратуры. Этот компакт вполне способен ее заменить на дружеском пикнике, где качество фотографий не так важно.

Эта модель относится к так называемым продвинутым «компактам». Сам производитель ее рекомендует любителям, которые хотят перейти на новый уровень съемки, или профессионалам, которые устали от больших размеров «зеркалок». И действительно, у нее довольно удачные характеристики, которые позволяют делать такие смелые заявления.

Sony RX100 позаимствовала многие характеристики от зеркальных фотоаппаратов. Это хорошее разрешение матрицы, поддержка RAW, хороший диапазон светочувствительности — от 100 до 12 800, LCD-экран и многое другое. При этом производителю удалось сохранить довольно компактные размеры. Даже относительно высокая цена для подобных камер не отпугивает потребителей. В 2019 году было продано немало Sony RX100.

Считается, что компании Nikon и Canon сосредоточились в основном на производстве зеркальных фотоаппаратов. Поэтому многие не рекомендуют покупать компакты этих марок. Но линейка Nikon Coolpix опровергает это утверждение. Уже много лет под этим брендом выпускаются довольно интересные модели компактных фотоаппаратов.

Один из них — Nikon Coolpix P600. Его, правда, нельзя причислять к категории «недорогой и хороший». Цена на него выше среднего. Однако и качество снимков будет намного превосходить более дешевые аналоги. Благодаря встроенному оптическому зуму, можно получить удачные кадры птиц, сделать семейные фотоснимки и запечатлеть ночные гуляния. Для любителя выбор в пользу Nikon Coolpix P600 вполне оправдан.

Тем, кто никак не может выбрать между компактом и «зеркалкой», можно посоветовать купить Olympus E-PM2. Хотя его и относят к любительскому классу, у него есть ряд возможностей, вполне присущих хорошим «зеркалкам». При покупке в комплекте идет удачный объектив, который позволяет снимать на природе и делать неплохие репортажные снимки.

При этом он имеет компактные размеры и вполне умещается в карман рубашки. Из недостатков можно отметить только плохое качество портретной съемки и относительно быструю разрядку батареи. Но последнее уж точно не страшно для любителя. Olympus E-PM2 вполне можно выбрать в качестве второго, походного аппарата.

Пожалуй, Sony α7 II удалось собрать действительно все лучшие качества в одном фотоаппарате. В 2019 году эта новинка перевернула представление о гибридах. Она оснащена полнокадровой матрицей, имеет компактные размеры, быструю систему автофокусировки и удачную эргономику.

Очевидно, что такая новинка долго не залежится на полках и найдет своего потребителя. Это не могли не отметить на многих престижных фотовыставках, где Sony α7 II занимал призовые места в своей категории.

Подытожим

После изучения всех моделей остается открытым вопрос, как выбрать действительно свой фотоаппарат. Чтобы облегчить задачу новичку в мире фотографии, ниже приведена таблица, где наглядно показано, как выбрать фотоаппарат любителю.

П/п Объект для съемки Нужный аппарат
1 Делается много фотографий для себя, которые в основном выкладываются в социальные сети. Хороший смартфон или недорогая «мыльница».
2 Хотелось бы всегда иметь фотоаппарат под рукой, но при этом получать качественные снимки на природе. Дорогой «компакт» либо начальная «беззеркалка». По цене они часто сопоставимы.
3 Нужен семейный хронограф, отлично фотографирующий в помещении. Зеркальный или беззеркальный фотоаппарат, дополненный внешней вспышкой и портретным объективом.
4 Требуется делать качественные снимки во время длительных путешествий. В данном случае только «зеркалка» с внушительным запасом объективов.

В заключение только хотелось бы отметить, что лучшие фотоаппараты для любителей – это не отдельный класс, существующий сам по себе. Это, скорее, некоторые критерии выбора, которым присущи общие черты. У каждого вида камер их можно найти. Нужно только решить, а для чего она собственно нужна.

Этой статьей наш сайт продолжает целый цикл полезных материалов, целью которых станет облегчение выбора какого-либо товара из тысяч предложенных на рынке вариантов. Согласитесь, выбор конкретной модели какого-то гаджета всегда отнимает много времени, которое можно потратить с пользой. В сегодняшнем материале мы поговорим о выборе подходящей фотокамеры.

Выбираем фотоаппарат для разных нужд

Фотоаппараты покупаются совершенно разными людьми для совершенно разных целей. Некоторым нужен фотоаппарат для запечатления романтических пейзажей в отпуске, другим - для профессиональной работы, третьим - просто для развлечений. Кроме того, задача выбора фотоаппарата для покупки, пожалуй, является самой сложной - гораздо сложнее, чем выбор, скажем, СВЧ-печки. В это разделе мы рассмотрим несколько вариантов того, для чего покупаются цифровые камеры, и порекомендуем разные их типы.

Для новичков и путешественников - компактные “мыльницы”

Т.н. “мыльницы” - это самые компактные, простые в использовании и дешевые (последний пункт не обязателен) камеры, которые можно найти в продаже. Новичкам в деле фотографии не нужны все функции управления съемкой, которыми располагают зеркальные камеры (при этом обычно они выведены прямо на корпус, а не спрятаны в сенсорном меню). Такие камеры предназначены для тех, кто просто хочет направить объектив на объект съемки и нажать на спуск, возможно, выставив перед этим какой-то режим (ночной, для съемки быстро движущихся объектов и т.д.).

Стоит отметить, что в этом случае не стоит обращать внимание на дешевые камеры с большим количеством мегапикселей - 12-мегапиксельная Canon PowerShot N100 в условиях плохой освещенности будет снимать гораздо лучше, чем камера того же класса с 18-мегапиксельным сенсором. Лучше всего обратиться к обзорам конкретных моделей. Кроме того, стоит учесть характеристики оптического зума и фокусного расстояния. Одна камера с 5-кратным зумом и 24-120 мм фокусным расстоянием будет лучше снимать широкоугольные фотографии, а камера с таким же 5-кратным зумом и фокусным расстоянием в 35-175 мм лучше справится со съемкой далеких объектов. Лучшим вариантом для тех, кто не хочет возиться с настройками, станут мыльницы с фокусным расстоянием не менее 24 мм, такие как премиумная Sony Cyber-shot DSC RX100 III .

Почти все подобные камеры кроме самых дешевых сейчас поддерживают оптическую стабилизацию картинки, имеют LCD-дисплей и могут снимать видео в разрешении как минимум 1280х720 пикселей - они сгодятся большинству обычных пользователей.

Для съемки далеких объектов - камеры с суперзумом

Такие камеры бывают как компактными, так и обычных размеров. С компактными дела обстоят почти так же, как и с “мыльницами”, описанными выше. К примеру, отличной камерой с 30-кратным зумом можно назвать Nikon Coolpix S9700 . Если вам нужно что-то более дальнобойное - можно обратить внимание на Canon PowerShot SX60 HS с 65-кратным зумом.

Что интересно, одной из лучших камер этого класса считается Sony Cyber-shot DSC-RX10 , которая обладает лишь 8.3-кратным зумом, но при этом имеет 1-дюймовый сенсор, что позволяет добиться весьма высокого качества снимков. Panasonic Lumix DMC-FZ1000 обладает таким же сенсором, но ее объектив может приближать изображение в 16 раз.

При съемке очень далеких объектов важную роль играет видоискатель - очень сложно держать камеру ровно и смотреть через нее на объект, приближенный в десятки раз. Практическое правило в таких случаях гласит, что при 1000 мм зуме нужна скорость затвора в 1/1000 секунды. Хорошая оптическая стабилизация в этом случае сильно поможет. Кроме того, лучше выбирать суперзум-камеру с высоким максимальным порогом ISO (1600 или даже 3200) - они не пропускают много света при большом приближении.

Это отличный вариант для любителей путешествий, которым часто приходится снимать какие-то объекты, скажем, с берега моря или издалека, потому что к ним нельзя подойти или до них нельзя добраться без специального оборудования. К тому же, носить сменные объективы с собой не придется.

Для высокого качества и с компактным корпусом, но без зума

Это камеры, цель которых - уместить возможность снимать самые лучшие фотографии без приближения в как можно менее большой корпус. В качестве примера можно привести Ricoh GR c 28 мм объективом и сенсором APS-C. Если 28 мм - слишком много, то можно обратить внимание на Fujifilm X100T с гибридным видоискателем и 35 мм f/1 объективом. Если денег не жалко, можно даже присмотреться к полнокадровой Sony Cyber-shot DSC-RX1 с отличным объективом от Carl Zeiss.

Такие камеры используют очень узкое число профессионалов. Обычно для съемки объектов, находящихся недалеко, просто применяется подходящий объектив и камера, которая позволяет им воспользоваться.

Для фото отличного качества за не слишком большие деньги - беззеркальные камеры со сменными объективами

Эти камеры появились на рынке относительно недавно - в 2008 году. В качестве примера можно привести Samsung NX300 с APS-C сенсором того же размера, что и в зеркальных камерах. Похожие камеры есть и у Samsung - например, Samsung NX Mini . Еще более компактная камера этого класса - Pentax Q7 . Sony тоже выпускает подобные камеры, от дешевых (Alpha A3000) до дорогих (Alpha A7R).

При покупке таких камер нужно учитывать количество объективов, которые совместимы с конкретной моделью. К примеру, для серий Nikon 1 и Pentax Q найти подходящие объективы довольно сложно, а объективы Canon EOS M почти исчезли из магазинов. Часто, правда объективы с более старыми механизмами можно использовать с новыми камерами при помощи переходников.

Во многих случаях съемка с помощью таких камер не отличается от съемки с помощью “мыльниц” - вы просто наводите объектив на объект съемки и следите за тем, чтобы он не исчез из видоискателя (который часто можно прикрепить отдельно, например, к Olympus Pen E-PL7). Зум-объективы, однако, в большинстве случаев придется настраивать самим. Количество кнопок и переключателей с настройками в случае беззеркальных камер зависит от их стоимости.

Для профессионалов, требующих максимального качества - зеркальные камеры

Это определенно лучший выбор для тех, кто хочет получить максимальный контроль над всем процессом съемки, и вручную добиться лучшего результата в конкретной ситуации. Такие камеры больше, тяжелее и, что самое главное, дороже остальных, но в то же время имеют самые крупные сенсоры, фокусируются на объекте съемки быстрее и поддерживают большое количество объективов (считается, что наибольший выбор предоставляют Canon и Nikon).

Если вы покупаете зеркальную камеру дешевле $1800, то она, скорее всего, будет оснащена APS-C сенсором, который имеет чувствительную поверхность примерно как половина кадра 35 мм пленки. Полнокадровые камеры с сенсорами размером примерно в 36х24 мм стоят гораздо дороже. У обоих типов есть свои преимущества: APS-C выигрывают в цене и могут быть использованы с более компактными и легкими объективами, а полнокадровые камеры очень хороши при съемке удаленных объектов.

Выбор такой камеры - дело настолько сложное, что для этого следовало бы написать отдельную статью. Если вы профессионал, то вряд ли нуждаетесь в советах. Лучше всего попробовать камеру самому - к примеру, вам больше могут понравиться конфигурация кнопок настроек Canon, а не Nikon.

Также такие камеры отличаются типами видоискателей. Недорогие модели вроде Canon EOS Rebel SL1 используют видоискатели с пентазеркалом, которые не так хороши, как видоискатели с пентапризмой, устанавливаемые в камеры вроде Nikon D7100 . Кстати, отличной недорогой зеркальной камерой с таким видоискателем и полной защитой от любых погодных условия можно назвать Pentax K-50 .

Sony использует во всех своих зеркальных камерах электронные видоискатели - даже в топовых Alpha 77 II с APS-C сенсором и Alpha 99 с полнокадровым сенсором. Здесь все зависит от предпочтений фотографа - кто-то готов использовать электронные видоискатели, кто-то их терпеть не может.

Подбор объективов для зеркальных камер - отдельная история. Возможно, о них мы напишем в какой-нибудь из будущих статей.

Основные характеристики цифровых фотоаппаратов

Тип матрицы

Существует два основных вида фотоматриц - CMOS (КМОП) и CCD (ПЗС). Последние являются более светочувствительными, но в последние годы начали серьезно уступать по параметрам CMOS-матрицам, которые теперь являются самыми распространенными. Также существуют BSI-матрицы, которые значительно лучше справляются со съемкой в условиях плохой освещенности. Они дороже и встречаются в камерах значительно реже CMOS.

Количество мегапикселей матрицы

Количество мегапикселей матрицы характеризует общее количество датчиков на ней и прямо влияет на максимальное разрешение цифровых фотографий, которые можно получить с ее помощью. Но это число - совсем не главная характеристика хорошей камеры.

Физический размер матрицы

Чем больше площадь матрицы, тем меньше шумов будет появляться на фотографиях, которые получены с ее помощью. Кроме того, камеры с большими матрицами (больше 1 дюйма) могут снимать фото с низкой глубиной резкости (размытие фоновых объектов).

Фокусное расстояние

Чем больше это число, тем крупнее будут получаться объекты съемки на фотографии, а угол съемки будет уменьшаться. Профессиональные объективы позволяют менять фокусное расстояние, а объективы в компактных камерах обычно характеризуют параметром ЭФР (эффективное фокусное расстояние, рассчитанное для 35 мм пленки). Если ЭФР меньше 35 мм, то объектив считается широкоугольным, а если больше 100 - длиннофокусным.

ISO, светочувствительность

Прямо характеризует способность матрицы регистрировать цвета объектов в плохом освещении. Чем больше максимальный порог ISO, тем лучше на снимках будут получаться быстро движущиеся объекты и объекты в темноте.

Электронная стабилизация изображения

Компенсация эффекта “дрожащих рук” с помощью специального ПО, то есть, программным способом. Уступает по качеству оптической стабилизации.

Характеристики объектива

Все объективы, если они съемные, крепятся к камерам с помощью различного вида креплений, и обычно каждый производитель использует сразу несколько таких видов. Некоторые совместимы друг с другом, другие - нет. При выборе объектива следует учесть его совместимость с вашей камерой, а при выборе камеры - выбор объективов, которые с ней совместимы.

Продвинутые объективы позволяют вручную настраивать фокус, а одними из главных их параметров являются светосила (F-число, чем меньше которое, тем больше света попадает на матрицу) и минимальная дистанция фокусировки (определяет расстояние, на котором можно будет четко снимать приближенные объекты).

Кроме того, хорошие объективы подразумевают наличие оптической стабилизации изображения. Специальная конструкция обеспечивает неподвижность оптики по отношению к объекту съемки, и результатом становятся более четкие фотографии.

Возможности работы с видео

Современные камеры должны записывать видео в разрешении как минимум 1280x720 пикселей (HD) и с частотой не менее 30 кадров в секунду. Более продвинутые модели могут записывать видео в разрешениях вплоть до 4К (3840х2160 пикселей) с частотой до 60 или даже 120 кадров в секунду, что позволяет при монтаже получить больше творческой свободы и добиться более плавной движущейся картинки.

Наличие встроенной вспышки и ее характеристики

Вспышка нужна для освещения темных объектов на снимках, и часто она бывает встроенной в камеру. Главная ее характеристика - ведущее число, измеряемое в метрах. К примеру, вспышка с ведущим числом 11 м сможет достаточным образом осветить объект на расстоянии 11 м при фотографировании с ISO = 100 и диафрагме = 1. Если встроенной вспышки у камеры нет, то к ней можно подключить внешние вспышки. Кроме того, хорошие вспышки позволяют настраивать мощность освещения.

Экспозиция и затвор

Хорошие камеры позволяют фотографу настраивать число диафрагмы и выдержки (низкая выдержка важна для съемки быстро движущихся объектов, высокая - для съемки в темноте) вручную или использовать автоматические значения одного или обоих параметров. Также стоит обратить внимание на минимальный и максимальный пороги экспозиции, что используется для получения более светлых снимков. Все эти параметры могут изменяться в зависимости от разных предустановленных в камере режимов.

Кроме того, важная характеристика камеры - наличие функции коррекции белого цвета (позволяет белым объектам в кадре оставаться белыми несмотря на освещение).

Другие возможности по съемке фото

Бурст-режимы позволяют камерам снимать фотографии сериями - к примеру, по 5 полноценных кадров в секунду. Также стоит обратить внимание на объем буфера камеры, который влияет на количество фотографий, которые она сможет сделать подряд. Некоторые камеры могут снимать в 3D-режиме, а многие вместо стандартного формата JPEG позволяют использовать формат RAW, который гораздо лучше поддается обработке.

Размер экрана и его тип

Большинство экранов у современных камер имеют размер около 3 дюймов в диагонали или выше и отображают 16 млн цветов. Также они часто бывают сенсорными, благодаря чему производители могут избавиться от лишних кнопок на корпусе устройства. Очень важная характеристика - поворотный экран, который позволит фотографу снимать сложные сцены чуть проще.

Тип и наличие видоискателя

Оптический видоискатель все еще остается для многих единственным способом снимать фотографии, и изображение поступает на него прямо с оптической системы камеры. Электронные видоискатели считаются не такими аккуратными и исполняются в виде LCD-экранов. Иногда видоискатель можно подключить к камере отдельно.

Микрофон

Микрофоны у цифровых фотокамер обычно нельзя назвать продвинутыми. Некоторые модели используют стереомикрофоны, которые позволяют записывать звук с его позиционированием в 2D-плоскости.

Материал корпуса

В дешевых моделях используется пластик (иногда армированный стекловолокном или углеволокном), в более дорогих и эксклюзивных - металл. Естественно, последний куда тяжелее пластика, но более прочен. Часто все эти материалы комбинируются.

Защита от влаги и пыли

Наличие такой защиты позволяет проводить съемку в экстремальных условиях - например, на глубине 10 м под поверхностью воды. О классах защиты лучше прочитать на Википедии .

Поддерживаемые карты памяти и беспроводные технологии

Большинство камер поддерживают карты памяти стандартов SD, SDHC и SDXC, которые сейчас являются самыми производительными, дешевыми и популярными. В зависимости от их емкости фотограф может снять больше материала перед тем, как перенесет его на ПК или в облако.

Если вы хотите легко и просто переносить фотографии с камеры на другие устройства, то нужно обратить внимание на поддержку беспроводных технологий - Bluetooth и Wi-Fi (лучше всего - стандарты 802.11n и 802.11ac). Некоторые модели камер даже поддерживают сотовую связь 3G или 4G. Также встречается поддержка NFC для спаривания со сторонними аксессуарами.

Также эти технологии обеспечивают связь с внешними пультами управления. На наличие поддержки последних тоже стоит обратить внимание.

Проводные интерфейсы

В хорошей камере должны быть порты USB (лучше версии 3.0, минимум - 2.0), Firewire / IEEE 1394 / iLink и HDMI (для просмотра видео на внешних устройствах прямо с камеры). Также может присутствовать композитный видеовыход.

Тип и емкость аккумулятора

Чаще всего в хороших камерах применяются собственные аккумуляторы, изготовленные по технологиям Li-Ion (литий-ионные) или Li-Pol (литий-полимерные). Естественно, чем больше их емкость, тем дольше проработает камера и тем больше снимков удастся сделать до разрядки. Их преимущество - довольно быстрая зарядка.

В более дешевых моделях могут использоваться АА- или ААА-аккумуляторы, изготовленные по технологиям NiCd (никель-кадмиевые) или NiMH (никель-металлгибридные). Они дешевы и могут использоваться в условиях экстремально низких или высоких температур. Стоит отметить, что NiMH-аккумуляторы подвержены серьезному саморазряду.

Не забывайте о дополнительных аксессуарах. Сумка или хотя бы чехол для фотоаппарата куда нужнее, чем чехол для смартфона. Особенно если вы планируете много путешествовать и брать его с собой. Также стоит озаботиться приобретением надежного штатива (если хотите просто снимать четкие фотографии) и дополнительных аккумуляторов (и, возможно, автономных зарядных устройств). Кстати, о последних: в камерах используются или свои литий-ионные аккумуляторы, или пальчиковые, которые нужно заряжать по определенным правилам. Какие для вас лучше - решать только вам самим.

Если вы не собираетесь профессионально заниматься фотографией и зарабатывать этим на хлеб, то вам, скорее всего, не нужна дорогая зеркальная камера. Правда.

Обязательно ищите всю возможную информацию о той камере, которую собрались купить, в сети. Отзывы владельцев, обзоры конкретных моделей, сравнения фотографий и так далее.

Для редактирования снимков с хороших камер понадобится умение обращаться с довольно сложным и дорогим ПО вроде Photoshop Elements. Есть, впрочем, и бесплатные варианты.

Рассмотрите вариант покупки очень емкой SD-карты, если собираетесь подолгу не сбрасывать отснятое на компьютер или в облачные сервисы.

Не гонитесь за количеством мегапикселей - многие другие параметры куда важнее, и дешевая 16-мегапиксельная “мыльница” разительно отличается от дорогой 16-мегапиксельной зеркальной камеры.

Заключение

Надеемся, что эта статья помогла вам разобраться с непростой задачей выбора своего будущего фотоаппарата. На следующей неделе мы поможем вам выбрать стиральную машину!

Интернет