Особенности аналитической деятельности органов власти. Информационно-аналитическая деятельность в сфере управления. Шияну Анатолию Антоновичу


Введение

Актуальность . Информация всех видов имеет самостоятельную ценность, служит в качестве основы для нормативных документов. Она имеет свои специфические закономерности функционирования и развития, способна к опережающему воздействию на государственную политику, выступает непосредственной причиной, определяющей выбор того или иного варианта политического развития, поведения различных социальных групп и отдельных граждан, перевода государственной системы в новое состояние.
Информацию в органах государственной власти можно классифицировать по разным основаниям и признакам. Например, ее можно разделить на официальную и неофициальную, общезначимую и региональную, горизонтальную и вертикальную, по содержанию и целевому назначению, возможным социальным последствиям, степени доступности, а также на основе ее соотнесения со временем (информация о прошлом, в режиме реального времени, прогнозы о будущем).
В рамках органов государственной власти она рассматривается с точки зрения актуальности, достаточности и адекватности для принятия соответствующих решений.
Понятие «информационные ресурсы» определено в Законе «Об информации, информатизации и защите информации». В соответствии с ним к государственным информационным ресурсам относят находящиеся в собственности РФ и субъектов РФ отдельные документы и отдельные массивы документов, созданные за счет средств федерального бюджета.
В органах государственной власти субъектов РФ и муниципальных органах за последнее время создано большое количество различных собственных информационных ресурсов в виде массивов документов, баз данных и информационных массивов.
Цель курсовой работы – рассмотреть информационно-аналитическое обеспечение органов государственной власти.
Задачи курсовой работы :

    Изучить информационно-аналитическое обеспечение органов власти и управления.
    Проанализировать специфику информационно-аналитической деятельности в органах местного самоуправления.
    Определить особенности информационного обеспечения органов власти.
Объект исследования – информационно-аналитическая деятельность.
Предмет исследования – органы местного самоуправления.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Михеева Е.В., Зотов В.Б., Филимонова Е.В. и других.
Методы исследования: анализ литературы.
Структура работы : работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретико-методологические основы информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности

      Основные понятия, структура информационно-аналитической деятельности
Под информационно-аналитической деятельностью мы понимаем вид управленческой работы, ориентированной на комплексный анализ сфер жизнедеятельности субъекта управления, выявление важнейших тенденций и закономерностей его развития, подготовку предложений по различным вариантам решения тех или иных проблем, и, в конечном счете, на поддержку управленческих решений руководства и оценку возможных последствий их реализации.
Осмысление информационно-аналитической деятельности в государственных органах власти требует, на наш взгляд, определения понятия «социальная информация». Это понятие представляется как «лишь часть содержания общественного сознания, которая зафиксирована в книгах, документах, статьях, радио- и телепередачах, лекциях, устных сообщениях и иных носителях...» , как «совокупность сведений, объективно необходимых для функционирования социального организма. Комплекс знаний о состоянии и взаимодействии различных институтов общества, о связи реальной деятельности людей с развитием их сознания и обратном воздействии общественного сознания на общественную практику», как «отраженное знание, используемое в практике, в управлении», как «совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, классами, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений, а также отношений между человеком, обществом и природой».

Социальная информация в общем плане - это информация, циркулирующая в обществе и воздействующая на него. По содержанию она подразделяется на научную, идеологическую, техническую, экономическую, политическую и другие. Социальная информация представляет собой многоуровневое знание, т.к. «характеризует как общественные, так и конкретные процессы, протекающие в различных социальных, профессиональных, региональных средах общества».
Проведя анализ понятия «информация», «социальная информация», перейдем к изучению второй составляющей понятия «информационно- аналитическая деятельность» - «аналитике».
Термин «аналитика», образованный от термина «анализ», обозначает в самом широком смысле сферу интеллектуальной деятельности, связанную с глубоким, систематическим исследованием чего-либо. Такого рода деятельность по-другому может быть названа аналитической деятельностью.
Содержательная сторона аналитики очень емка и включает в себя большое количество концептуальных подходов, идей, частных аналитических систем, среди которых особое место занимает системный анализ. Так как системный анализ выступает, прежде всего, как орудие совершенствования организации, управления, упорядочения структуры и функций, его ориентации на решение проблемных ситуаций, на достижение целей в меньшие сроки, с меньшими затратами.
Особенно велико значение системного анализа в принятии решений. «Определяя «решение проблемы» как «систему», системный анализ тем самым позволяет представить процесс решения проблемы как процесс конструирования, изготовления и использования систем.
Системный анализ позволяет расчленить сложную систему на элементы, сложную задачу - на совокупность простых, выразить их количественно, а значит, с большей степенью точности.
Из вышесказанного вытекает, что аналитика - это, прежде всего, основа интеллектуальной, логико-мыслительной деятельности, направленной на решение практических задач. В основе ее лежит не столько принцип констатации фактов, сколько принцип «опережения событий», что позволяет организации или индивиду прогнозировать будущее состояние объекта анализа.
Можно утверждать, что аналитика играет интегрирующую роль в реконструкции прошлого, вскрытии настоящего и прогнозировании будущего, то есть неразрывно связана с управлением. Поэтому аналитическая деятельность - это вид управленческой деятельности познавательного характера. Сущность ее заключается в выявлении причинно-следственных связей в системе управляемого объекта и определение его методов воздействия на эти связи в целях повышения эффективности его функционирования и развития.
Становление российской информационно-аналитической деятельности как особой отрасли знаний проходило в кратчайшие сроки, в обстановке максимальной интенсификации всех процессов и обострения многих проблем.
Каждая новая отрасль в стадии зарождения инициирует такие структурные преобразования в социуме, как институционализация, профессионализация, технологизация и социализация. Определенная степень зрелости данных преобразований сигнализирует исследователю о стадии развития данной новой отрасли. В этом плане информационно-аналитическая деятельность не является исключением.
Процесс институционализации, то есть организационного оформления информационно-аналитической деятельности - формирование системы специализированных учреждений, служб, подразделений в составе различных организаций, фирм и ведомств, был инициирован всем ходом отечественных политических, экономических, социальных реформ в начале 90-х годов прошлого века.
Представляется возможным выделение следующих уровней информационно- аналитических служб. Первый уровень составляют организации президентской, правительственной и парламентской структур. Второй уровень образуют информационно-аналитические организации финансовой и коммерческой сферы. Третий уровень составляют центры аналитики экспертизы в высших научных и учебных заведениях. Четвертый уровень формируют представители негосударственного сектора.
Далее проанализируем теоретико-методологические основы информационно-аналитической деятельности.
Следует отметить, что существуют два аспекта теоретико-методологических основ информационно-аналитической деятельности: первый - информационно-аналитическая деятельность как система научного знания, второй - информационно-аналитическая деятельность как практическая сфера деятельности.
Информационно- аналитическая деятельность как научная сфера может быть представлена тремя основными исследовательскими моделями, описанными в фундаментальном труде профессора В.Д.Попова «Информациология и информационная политика»:

    -классической (механистической, императивной, субъективной);
-неклассической (релятивистской, манипулятивной, объект-субъектной);
-постнеклассической (синергетической, диалоговой, субъект-субъектной).
Классическая исследовательская модель ориентирует на формулировку наиболее обобщенных и предельно упрощенных законов, выявляющих жесткие причинно-следственные связи зависимости, имеющие место в живой и неживой природе, а также в сфере социальных и информационных отношений.
Неклассическая исследовательская модель ориентирует на формулировку вероятностных (не линейных) физических, социальных, психологических законов, основанных на теоретических допущениях поведения исследуемого объекта в тех или иных ситуациях. Неклассическая исследовательская модель исходит из предположения, согласно которому любая исследуемая система должна рассматриваться в более разносторонних и гибких, глубинных связях с реальностью, а также в связи с прошлым, которое в значительной степени способно влиять на настоящее. Это теоретическое допущение распространяется и на социальные системы (этносы, государства), а также на информационные процессы и события.
Постнеклассическая исследовательская модель представляет особый тип философского научного мировоззрения, ставящего во главу угла принцип открытости и многомерности физических, биологических, психологических и социальных систем. В отличие от классической и неклассической исследовательских моделей, постеклассическая модель отталкивается от так называемой оптимистической научно-философской традиции, суть которой сводиться к предположению, что сложные системы -физические, психологические, социальные - имеют потенциальные возможности к самоорганизации и самоусложнению, и что биосфера, социосфера и ноосфера Земли являются следствием реализации этих возможностей. Оптимистическая научно-философская традиция исходит из принципа невмешательства в развитие индивида и социума, а синергетический принцип социального управления предполагает создание оптимальных условий для самораскрытия личности и саморазвития социальных систем.
Информационно- аналитическая деятельность выполняет прежде всего задачу качественно-содержательного преобразования информации, функционально пересекаясь в этом плане с научной (производство нового знания) и управленческой деятельностью (разработка вариантов решений, сценариев).

Характер функционального пересечения (взаимодействия) в системе аналитика-наука- управление определяется спецификой информационной аналитики. С наукой ее объединяет информационный способ познания и научного анализа реальности.
Аналитик, опираясь на информационные модели (отпечатки в ин-
формационном пространстве событий, фактов, действий, идей, мнений, чувств людей, природных, социальных, политических, финансовых, экономических процессов и т.п.), выявляет в них объективные закономерности и тенденции, определяет движущие ими механизмы, причинно-следственные связи. В этом смысле аналитик создает новое знание о том фрагменте реальности, который находится в поле его профессионального интереса, выступая де факто исследователем своей предметной области.
Задача ученого аналитика «поставлять руководящим органам информацию о сущности того или иного социального закона, о формах его проявления, механизмах действия и требованиях в данных конкретных обстоятельствах».
Промежуточные выводы : изученная сущность информационно-аналитической деятельности через определение места и роли информации и аналитики в управлении свидетельствует, что информационно-аналитическая деятельность предшествует выполнению всех основных функций управления, которые базируются на нем, черпают его в результатах информацию. Иными словами, информация и анализ неразрывно связаны между собой и являются неотъемлемой частью управления, формируя самостоятельный вид деятельности - обеспечение управления.

1.2 Специфика информационно- аналитической деятельности в органах местного самоуправления

Специфика информационно-аналитической деятельности в органах власти и управления состоит в том, что она является элементом системы и процесса управления. Поэтому данная деятельность имеет преимущественно прикладной, а не теоретический характер, в ней преобладают внутренние ограничения системы по времени подготовки материалов, их полноте, достоверности, обоснованности, ответственности исполнителей. Соответственно, основное внимание уделяется не столько глубине и оригинальности проработки проблем, сколько их оперативности и эффективности. По сути это работа распределенных, постоянно возникающих и распадающихся, в зависимости от текущей задачи, экспертных коллективов 1 .
Учитывая широчайший спектр проблем и ограниченные ресурсы, невозможно содержать в штате высокопрофессиональных специалистов по всем направлениям. Поэтому органам управления очень важно иметь под рукой перечень сторонних экспертов в различных областях, возможности и ресурсы для оперативного привлечения их к обсуждению возникших проблем, разовым консультациям. Такая постановка вопроса предполагает наличие в органах власти и управления людей или структур в круг обязанностей которых входит профессиональная формулировка задач, организация аналитических исследований, подбор и координация экспертов, реализация экспертных процедур и технологий, обобщение материалов, представление результатов лицам, принимающим решения.
Практически все понимают, что в основе аналитической и экспертной деятельности лежит информация. Созданию информационно-аналитических служб в регионах обычно сопутствует разработка и реализация концепций, программ и проектов региональной информатизации. Этот этап “плановой информатизации” полезен уже оттого, что информатизация осуществляется не как прихоть технических специалистов, а как потребность реальных потребителей, которые определяют и формируют информационные потоки, задают характер, частоту поступления, объемы информации, представляют, какая информация необходима для подготовки и принятия решений.
В центральном аппарате высших органов государственной власти успешность и эффективность аналитической деятельности напрямую зависит от регулярности постановки исследовательских задач со стороны руководства. Если постоянная обратная связь между руководством и аналитиками отсутствует, то служба начинает работать по своему собственному плану, часто не отвечающему потребностям ситуации. По законам аппаратной жизни подобные взаимоотношения с руководством через некоторое время приводят к существенному падению значимости информационно-аналитического подразделения и возникает иллюзия отсутствия соответствующей потребности 2 .
На самом деле, необходимо осознавать, что в различные периоды времени текущая форма задач может изменяться и государственная мудрость состоит, в том числе, и в способности высших руководителей менять темп и ставить не только чрезвычайные и среднесрочные задачи, но и задачи стратегического прогноза и планирования. Полагаю, что с течением времени так и произойдет, поскольку включение информационно-аналитических подразделений в структуру органов власти и управления явление достаточно новое для практики руководства, а значит то формы и методы их работы, место и роль в подготовке решений определятся постепенно.
Существенное развитие получили информационно-аналитические услуги, предоставляемые в глобальной сети российскими информационными фирмами. Доступ к большим объемам газетной информации, материалам информационных агентств и специализированных информационных служб сочетается с предоставлением консультационных услуг, возможностью подборок информации по заданным рубрикам. Эти услуги являются платными и пока весьма дорогостоящими, что определяет достаточно узкий круг клиентов данного сегмента информационного рынка.
Постепенное развитие и организационное оформление информационно-аналитической деятельности требует совершенствования структур, технологий, методологии и методик ее проведения. У региональных органов власти и управления нет возможности заказывать академическим институтам долговременные и дорогостоящие теоретические исследования. Обычно речь идет о привлечении отдельных экспертов или небольших сложившихся группах исследователей, способных применить знания и технологии в совместной работе с сотрудниками информационно-аналитических подразделений. Одновременно существенно повышаются требования к общей эрудированности, осведомленности, обучаемости, мобильности, разносторонности специалистов профильных и отраслевых служб и структур органов управления, которые по сути являются постоянно
Расширение функционального набора до возможностей проведения автоматизированных аналитических исследований обычно связывают с обеспечением математического моделирования ситуаций. Пока накопленный опыт фундаментальных научных и практических работ, как отечественный, так и зарубежный слабо используется в органах государственного управления.
Это связано преимущественно с тем, что при разработке сложных математических моделей решаемые задачи и критерии оценки результатов решений обычно формулируются заранее. В практике проведения аналитических исследований в органах государственной власти и управления, особенно в сфере общественно-политических и социально-экономических проблем, наибольшую трудность в организации исследования составляет именно постановка и формулирование проблемы. Обычно постановка проблемы производится на вербальном уровне в виде качественного описания ситуации. Соответственно, расплывчатость описаний и нечеткость целей определяет и высокую степень зависимости от субъективных особенностей постановщика задачи аналитического исследования и от субъективных критериев оценки результатов принимаемых решений, а также характеризуется сильным влиянием на процесс подготовки и принятия решений элементов интуитивного характера 3 .
Использование информационных технологий также возможно при проведении аналитических исследований, основанных на накоплении и представлении эвристических экспертных знаний и прецедентов с ситуационными аналогами. Основной проблемой при этом является также объективная оценка получаемых результатов и возможность дальнейшего использования созданной информационной системы независимо от экспертов, принимавших участие в отработке технологии и создании информационной базы прецедентов.
Возможность замены эксперта при принятии решений в строго регламентированных проблемных областях предполагается в интеллектуальных информационных системах, особенно в классе экспертных систем, основанных на знаниях. При этом задачи решаются в пределах некоторой параметрически управляемой инструментальной оболочки и априорно создаваемой базы знаний. В таких системах возможность оперативного изменения базы знаний сильно ограничена, поскольку может привести к невосстанавливаемому нарушению работоспособности системы. В свою очередь это существенно ограничивает возможность использования экспертных систем в аналитической практике органов управления.
Таким образом, на информационно-аналитические подразделения органов управления чаще возлагается информационное обеспечение, постановка задач, подбор и координация деятельности привлеченных экспертов, представление результатов аналитического исследования, нежели непосредственно реализация высоких аналитических технологий. Тем не менее, аналитические функции априорно присущи информационным структурам. Создание полноценной информационной среды требует оценки значимости, достоверности, полноты источников информации.
Необходимость постоянного получения актуальной информации заставляет отслеживать и анализировать качество получаемой информации, создавать собственные информационные аналитические продукты для осуществления информационного бартера. Постоянной функцией является также селекция и интерпретация информации, предоставляемой лицам, принимающим решения.
Сущность данной работы состоит в том, что принятие решений осуществляется конкретными людьми под воздействием практически бесконечного числа внешних и внутренних факторов. Решения принимаются не только на основе жесткой логики, но и с учетом интуитивно понимаемых постулатов человеческого поведения, мышления, этических и эстетических воззрений, законов гармонии. Учесть и реализовать эти аспекты в виде информационных технологий сейчас невозможно, да вряд ли и необходимо.
Необходимо также принимать во внимание значительное влияние отклоняющих факторов в процессе подготовки и принятия решения. Недостаточно определить проблему, провести её декомпозицию и с помощью известных методов сгенерировать варианты решения. Отклонения от общего плана подготовки вариантов решения могут появиться на любой стадии и определяться, например, ситуационным появлением новых интересных альтернатив, степенью доступности необходимой информации на различных стадиях процесса, изменением оценочных критериев важности информации, привлечением дополнительных источников знаний, использованием новых определений и понятий, трудностями с построением спецификаций или уточнением формулировки проблемы.
В подобных случаях возможность оперативного доступа к достоверной информации ценится гораздо выше, чем научная проработка и обоснованность модели проблемы и ситуации. И обеспечение постоянного актуального состояния информационных ресурсов, каналов связи, нормальных человеческих контактов с коллегами, знание специфики и нюансов профессиональных интересов и предпочтений сторонних экспертов являются очень важной составляющей в работе информационно-аналитических подразделений органов управления 4 .
Замкнутость цикла подготовки информации предполагает не только информационный и экспертно-аналитический, но и технологический и технический аспекты деятельности службы. Последнее крайне важно, поскольку современные информационные технологии позволяют реализовать присущий им высокий уровень возможностей только при соответствующем уровне проектирования, генерации и сопровождения информационной системы.
Под технологическим обеспечением подразумевается не столько наличие компьютеров, сетей, средств связи и программного обеспечения, сколько использование их в качестве единой системы специальных программно-аппаратных средств, позволяющей осуществлять подготовку заданий, непосредственно поиск, предварительную обработку, хранение необходимой информации в автоматизированном режиме.
В пределе указанные требования сводятся к возможности информационно- аналитической службы иметь в произвольный период реального времени открытый доступ к информационным ресурсам. Наиболее естественным путем при этом считается создание собственных баз данных, создаваемых для решения конкретных задач.
Однако сбор и хранение всей доступной информации с использованием собственных ресурсов однажды сталкивается с финансовыми и техническими ограничениями. Процедуры дополнительной предварительной обработки, сжатия и фильтрации информации неизбежно приводят к ее излишней формализации и потере информационной насыщенности. К тому же, как уже указывалось, в реальной обстановке достаточно часто вводятся совершенно непредвиденные ранее новые условия, атрибуты, требования к решаемой задаче и выхолащивание собственных информационных ресурсов может отразиться на качестве предлагаемых вариантов решений 5 .
Все возможные информационные контакты при этом можно разделить на две группы – открытые и закрытые.
К открытым относятся все контакты, находящиеся за пределами возможностей регламентации доступа со стороны информационно-аналитической службы, или других служб, обеспечивающих требования информационной безопасности. По большей части для организации такого доступа используются возможности глобальных сетей общего пользования типа. Спектр доступных с рабочего места и используемых информационных источников при этом очень разнообразен и включает в себя базы данных информационных агентств, электронные версии средств массовой информации, специализированные информационно-поисковые системы, серверы и сайты федеральных органов власти и ведомств, внешние ресурсы региональных органов управления и т.п.
К закрытым относятся информационные контакты внутри локальных сетей и информационных систем региональных органов власти и управления, на физическом уровне изолированных от глобальных сетей, а также доступ к федеральным и региональным информационным ресурсам по специальным каналам передачи данных.
Информационно- аналитические службы постоянно находятся в тисках противоречия между количеством и качеством информации. С одной стороны налицо постоянный избыток информации, которую невозможно ни просмотреть, ни усвоить, ни проанализировать. С другой стороны, информации, необходимой и достаточной для грамотного прогноза или генерации вариантов управляющего решения всегда не хватает.
В связи с этим информационные источники должны соответствовать определенным требованиям и критериям качества. Такими критериями являются полнота, актуальность, достоверность, доступность информации. Для внутренних информационных источников закрытых систем важны также требования унификации форм, форматов, протоколов, регламентов представления информационных ресурсов, возможность однозначной идентификации источника информации.
и т.д.................

Концепция информационно-аналитического обеспечения

Информационно-аналитическое обеспечение в сфере управления в целом ориентировано на совершенствование уровня качества управления общественными процессами и основано на общей методологии аналитической деятельности в рамках реализации функций управления на всех уровнях.

Рассмотрим концептуальные аспекты информационно-аналитического обеспечения, выявим специфику его использования в сфере управления.

Кроме того, с учетом развития технологий информационно-аналитического обеспечения определим его фундаментальные и функциональные принципы.

Применительно к системам управления информационно-аналитическая деятельность представляет собой непрерывный процесс поиска, сбора, переработки и предоставления информации в форме, пригодной для ее использования . Вместе с тем данный подход ориентирован лишь на процедурный аспект в рамках более сложных управленческих систем в целом. Поэтому представляется более объективным иной подход: "информационно-аналитическая деятельность – это системное получение, анализ и накопление информации с элементами прогнозирования по вопросам, касающимся деятельности учреждения" .

С другой стороны информационно-аналитическую деятельность в рамках обеспечения процессов управления следует разделять на две составляющие: информационную работу и аналитическую работу. В соответствии с данным подходом "к информационным средствам обеспечения управления относится совокупность документальных, технических и других устройств, предназначенных для накопления, обработки, систематизации, хранения и представления информации, а к аналитическим средствам обеспечения управления – логические принципы, методы анализа и средства обработки фактических данных с более высоким качеством" .

Если рассматривать сущность информационно-аналитического обеспечения с точки зрения функционального назначения, то очевидна его направленность на получение новых совокупностей данных или массивов информации , предназначенных для обеспечения сложных процессов в системе управления. Отсюда можно сделать следующий вывод:

Информационно-аналитическое обеспечение – это совокупность информационных процессов, необходимых для целесообразного, рационального и эффективного процесса управления.

Информационно-аналитическое обеспечение управления

Информационно-аналитическое обеспечение в сфере управления неотъемлемо связано со сбором, обработкой, оценкой, анализом, представлением и передачей информационных данных, массивов информации, а результаты работы управленческих работников определяются тем, насколько они информационно обеспечены и управляют ситуацией на основе результатов аналитической работы.

В целом в сфере управления направлено на сокращение времени на передачу, обработку, подготовку и реализацию управленческих решений, мероприятий и т.п. При этом в настоящее время наблюдается тенденция планомерной интенсификации информационных процессов в данной среде, что требует развития информационно-аналитического обеспечения, в том числе во всех сферах государственного и муниципального управления. Следует отметить, что основной направленностью данных процессов выступает повышение качества организации жизнедеятельности общества в целом.

Таким образом, можно выделить два уровня информационно-аналитического обеспечения в сфере управления:

  1. Информационный уровень, заключается в поиске, сборе, хранении, распространении информации;
  2. Аналитический уровень, заключается в обобщении, классификации информации, ее анализе и преобразовании, разработке выводов, предложений, рекомендаций и прогнозов.

При этом в системе управления в контексте принятия конкретных решений выделяют три уровня информационно-аналитического обеспечения:

  1. Оперативный;
  2. Тактический;
  3. Стратегический.
,

Рисунок – Схема информационно-аналитического обеспечения в сфере управления

В соответствии с таким подходом формы информационно-аналитического обеспечения в рамках его целостной концепции в системе управления можно представить следующим образом:

  1. Мониторинг, включающий информационные сводки, отчеты, справки, доклады и т.п.;
  2. Анализ эффективности принятых решений, процедур принятия решений и результатов их выполнения;
  3. Исследование актуальных проблем в конкретных сферах управления, включая информационные, концепционные и программные разработки, оперативные исследования и аналитические исследования .

Принципы информационно-аналитического обеспечения

Характеристика основных принципов информационно-аналитического обеспечения представлена в таблице.

Таблица. Принципы информационно-аналитического обеспечения

Характеристика

Целенаправленность

Целенаправленность информационно-аналитического обеспечения предполагает его ориентацию на достижение конкретных целей и решение поставленных задач определенным образом.

Фактически, данный принцип закладывает базовый фундаментальный фактор обеспечения результативности управленческой деятельности.

Актуальность

Из принципа целенаправленности логично следует принцип актуальности, так как информационно-аналитическая деятельность должна отвечать потребностям практической деятельности общества.

Нарушение данного принципа будет автоматически означать пренебрежением принципов целенаправленности. Поэтому информационная и аналитическая работа быть направлена на решение конкретных вопросов высокой степени важности.

Активность

Функционирование систем информационно-аналитического обеспечения и представление результатов аналитической работы обеспечивается на условиях независимости от конкретных запросов пользователей и содержит элементы прогнозирования, что предопределяет принцип активности функционирования систем информационно-аналитического обеспечения.

Достоверность

Достоверный учет исходных данных для аналитической работы требует от информационного уровня точности количественных данных, отсутствие субъективности в используемых параметрах, достижения максимальной степени объективизации и обоснованности последующих выводов, оценок и предложений.

С принципом достоверности неразрывно связан ринцип полноты использования всей имеющейся информации, которая необходима для решения поставленных задач управления и достижения намеченных целей.

Альтернативность

Альтернативность функционирования информационно-аналитического обеспечения подразумевает наличие у каждого сотрудника аналитической службы возможности свободно сформулировать свое мнение относительно полученных результатов на основе имеющейся информации. Результаты проводимых исследований и аналитических работ должны доводится до высшего руководства учреждений и организаций без искажений, но с учетом категориального анализа полученных выводов с использованием систем информационно-аналитического обеспечения.

Обоснованность

Получение аргументированных результатов по итогам обработки массивов информации обеспечивается на основе современных достижений науки, эффективных информационно-аналитических технологий, что соответствует критерию достаточности принципа обоснованности.

Системность

Принцип системности организации информационно-аналитического обеспечения опирается на поддержание работоспособности и комплексный анализ вопросов, подлежащих решению, с учетом их места, роли и взаимосвязей в общей структуре основной деятельности учреждения или организации.

Своевременность

Своевременный характер представления результатов информационно-аналитической работы требует их выдачи в нужные сроки и в удобной форме для конечных пользователей.

Инициативность

Принцип инициативности гарантирует точное определение и описание вопросов, формирование задач и предложение способов решения, в том числе и выходящих за пределы традиционных управленческих представлений.

Объективность

Принцип объективности обеспечивает отсутствие тенденциозности, беспристрастное отношение аналитика к исследованию и его результатам.

Непрерывность

Принципы непрерывности и гибкости взаимосвязаны между собой на уровне организации постоянно действующего информационно-аналитического мониторинга, что позволяет, с одной стороны, своевременно выявлять происходящие изменения в текущей ситуации, в проводимом исследовании или реализации запланированных мероприятия, а с другой стороны, быстро адаптировать к этим изменениям управленческую деятельность без кардинальных модификаций комплекса применяемых методов и используемых средств реализации аналитической работы.

Гибкость

Выводы

Информационно-аналитическое обеспечение в сфере управления направлено на повышение его эффективности, результативности и способствует целевой ориентации на повышение уровня организации жизнедеятельности общества.

Принципы информационно-аналитического обеспечения закладывают основу методологии аналитических исследований в рамках управленческих подходов к организации и проведению мероприятий в конкретных сферах государственного и муниципального управления.

Литература

  1. Голицына О.Л. Информационные технологии. – М.: Форум, 2015.
  2. Голенищев Э.П., Клименко И.В. Информационное обеспечение систем управления. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  3. Колесов Ю.Б., Сениченков Ю.Б. Моделирование систем. Объектно-ориентированный подход. – СПб.: Питер, 2013.
  4. Салмин С.П. Информационное обеспечение процессов управления. – М.: Синергия, 2015.
  5. Мельников В.П. Информационное обеспечение систем управления. – М.: Академия, 2010.
  6. Хетагуров Я.А. Проектирование автоматизированных систем обработки информации и управления. – М.: Бином, 2015.
  7. Мещеряков С.В. Эффективные технологии создания информационных систем. – М.: Политехника, 2012.

Инициативность. Целенаправленность. Соответствие. Системность. Альтернативность. Независимость.

Основополагающее значение в организации информационно-аналитической работы имеют принципы инициативности и целенаправленности, которые предполагают выявление конкретных проблем в деятельности по обеспечению экономической безопасности, разработку и обоснование вариантов их решения для достижения поставленных целей. Указанные принципы направлены на внедрение проблемно-целевого подхода в управленческой деятельности. Сущность такого подхода заключается в том, что исходя из законодательно установленных пределов компетенции, а также государственных приоритетов и анализа складывающейся обстановки, определяется дерево целей, которых следует достичь за определенный период. В качестве глобальных целей могут выступать, например, снижение разрыва в доходах и уровня криминализации экономики. На нижнем (операционном) уровне это могут быть конкретные целевые задания по проведению локальных или межрегиональных мероприятий. Реализация принципов инициативности и целенаправленности означает, что информационно-аналитическая работа с точки зрения достижения согласованной иерархии целей должна выполнять три функции: поддерживающую (обеспечивающую), распознающую и прогностическую. Первая функция предполагает увязку информационно-аналитических мероприятий в общей схеме оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных операций. Вторая функция заключается в отслеживании хода работы по достижению поставленных целей, идентификации рассогласования с ними реально получаемых результатов, формулировку возникающих в связи с этим проблем, а также рекомендаций по вариантам их решений. Наконец, последняя функция предполагает выработку прогноза развития обстановки и прогнозных сценариев действий в тех или иных условиях.

Принцип соответствия требует, чтобы информационно-аналитическая продукция максимально сочеталась с потребностями и механизмами принятия решений ее пользователями. Это означает, прежде всего, что порождаемая в результате ИАР информация должна обеспечивать выработку и обоснование вариантов всей иерархии решений.

Важным принципом организации информационно-аналитической работы является системность , предусматривающая комплексный анализ решаемых проблем с учетом их места, роли и взаимосвязей в общей структуре обеспечения соблюдения налогового законодательства, правопорядка и экономической безопасности государства. Обязательными признаками системности являются: структурированность ИАР, взаимосвязанность составляющих ее частей, подчиненность организации ИАР определенным целям.

Одним из принципов, обеспечивающих обоснованность и достоверность аналитических оценок, является принцип альтернативности, который предполагает наличие нескольких различных суждений и точек зрения аналитиков по одному и тому же вопросу. Для руководителя этот принцип означает примерно следующее: “не следует класть все яйца в одну корзину”. На практике анализ наиболее сложных проблем, проработку различных вариантов управленческих решений необходимо параллельно поручать нескольким специалистам (или коллективам).


В информационно-аналитической, особенно, прогностической деятельности используется принцип независимости информационно-аналитического работника от результатов реализации принятых решений по исследуемой проблеме. Это предполагает разделение процесса оценки и выработки решений от его принятия и реализации и соответствующее разделение ответственности. Данный принцип очень важен. Он в значительной мере снижает степень субъективизма при принятии решений, заставляет руководителей искать альтернативные варианты, аналитик же становится более свободным от предвзятости к своему мнению, менее эмоциональным в отношении природы и источника информации, что позволяет ему опираться только на факты и свои знания.

Вопросы:

1. Какие принципы и почему способствуют внедрению проблемно-целевого подхода в управленческой деятельности по обеспечению экономической безопасности?

2. Какое значение имеет принцип альтернативности?

3. В чем смысл принципа независимости?

4. Назовите основные приципы организации ИАР.

Информационная безопасность. Курс лекций Артемов А. В.

Вопрос 1. Понятие информационно-аналитической работы

Аналитические методы обработки информации очень важны и успешно используются большинством фирм. Не в последнюю очередь в аналитической обработке нуждаются сведения, получаемые и используемые службой безопасности фирмы. Такие сведения отрывочны, противоречивы, зачастую недостоверны, но именно на их основе принимаются жизненно важные для фирмы решения. Информационно-аналитическая деятельность службы безопасности фирмы представляет собой системное получение, анализ и накопление информации с элементами прогнозирования по вопросам, относящимся к безопасности фирмы, и на этой основе консультирование и подготовка рекомендаций руководству о правомерной защите от противоправных посягательств. Служба безопасности проводит аналитическую работу не только с целью предотвратить утрату собственной информации, но и с целью получения информации о конкурентах. Являясь ядром такого понятия, как «разведка в бизнесе», аналитическая обработка информации позволяет получать по различным оценкам от 80 до 90 % необходимой информации при использовании только открытых источников.

Руководитель каждой фирмы имеет собственный взгляд на построение, направления работы и структуру информационно-аналитической службы (ИАС). На основе многолетнего опыта работы в этой области как отечественных, так и зарубежных специалистов сформировалось мнение, что в силу определенных причин наиболее эффективно такие службы функционируют как ядро службы безопасности. В первую очередь это объясняется тем, что основным потребителем аналитически обработанных данных является сама служба безопасности как подразделение, наиболее нуждающееся в аналитически обработанных данных, работающее на опережение и прогнозирование событий. Кроме того, в ходе аналитической работы очень часто используются (или могут быть получены) конфиденциальные сведения, что также подтверждает рациональность размещения ИАС в службе безопасности. Даже не являющиеся конфиденциальными аналитически обработанные данные представляют собой наиболее ценные информационные ресурсы фирмы.

В настоящее время ИАС фирмы рассматривается как основной поставщик аналитически обработанной информации для нужд всех подразделений фирмы. Основной задачей ИАС становится информационно-аналитическое обеспечение принятия решений по вопросам прежде всего основной деятельности. Таким образом, сотрудники фирмы или его подразделений могут заказать аналитический отчет по интересующему вопросу для принятия более рационального и взвешенного решения. В этой связи очень важной проблемой становится обеспечение информационной безопасности аналитически обработанных данных, представляющих собой ценный информационный ресурс фирмы наряду с другими конфиденциальными сведениями. Процесс заказа аналитического отчета должен быть четко регламентирован, чтобы только сотрудники определенного уровня имели право давать задания ИАС фирмы. Все заказы на аналитические исследования должны фиксироваться, причем темы исследований и авторы заказов на них должны тщательно регламентироваться. Доступ к аналитически обработанным данным должен быть строго ограничен.

Защита информации внутри ИАС представляет собой крайне сложную задачу, так как специфика аналитической работы в ряде случаев вступает в прямое противоречие с нормами защиты информации. Например, обеспечение такого важного принципа, как дробление информации в работе реальных ИАС, в большинстве случаев практически невозможно, так как это тормозит работу всей системы ИАС, где сотрудники должны иметь представление обо всей картине событий. Сокрытие какой-либо информации от сотрудников ИАС может привести их к ложным выводам, а фирму – к принятию неверных решений, а следовательно, и к убыткам. ИАС, являясь ядром службы безопасности фирмы, не имеет и не должна иметь властных функций. Такое положение исключает намеренное искажение обрабатываемой информации и позволяет работать «на стыках» по пограничным вопросам.

Функции ИАС:

Обеспечить своевременное поступление надежной и всесторонней информации по интересующим вопросам;

Описать сценарии действий конкурентов, которые могут затрагивать текущие интересы фирмы;

Осуществлять постоянный мониторинг событий во внешней конкурентной среде и на рынке, которые могут иметь значение для интересов фирмы;

Обеспечить безопасность собственных информационных ресурсов;

Обеспечить эффективность и исключить дублирование при сборе, анализе и распространении информации.

Вывод: ИАС все в большей степени становится важным и функционально емким подразделением любой фирмы и, как правило, входит в состав службы безопасности. В последнее время специалисты все чаще сходятся во мнении, что в ИАС должна быть сосредоточена вся работа по прогнозированию ситуаций, а также формированию соответствующих информационных комплексов, необходимых для эффективного и взвешенного принятия решений.

Из книги Техническое обеспечение безопасности бизнеса автора Алешин Александр

5.10. Безопасность информационно-коммуникационных систем Зависимость современного общества от информационных технологий настолько высока, что сбои в информационных системах способны привести к значительным инцидентам в «реальном» мире. Никому не надо объяснять, что

Из книги Последний рывок советских танкостроителей автора Апухтин Юрий

Глава 2. Рождение идеи создания танковой информационно-управляющей системы Усложнение требований к танку неизбежно приводило к его насыщению разнообразными радиоэлектронными приборами и системами, позволяющими резко повысит его эффективность. Вводимые системы

Из книги Феномен науки [Кибернетический подход к эволюции] автора Турчин Валентин Фёдорович

2.1. Понятие понятия Рассмотрим такую нервную сеть, которая на входе имеет много рецепторов, а на выходе - всего один эффектор, так что нервная сеть делит множество всех ситуаций на два подмножества: ситуации, вызывающие возбуждение эффектора, и ситуации, оставляющие его в

Из книги Сертификация сложных технических систем автора Смирнов Владимир

3.3. Рефлекс как функциональное понятие Понятия рефлекса и ассоциации - не структурные, а функциональные понятия. Связь между стимулом S и реакцией R в рефлексе (рис. 3.2) - не передача информации от одной подсистемы к другой, а переход из одного обобщенного состояния в

Из книги Учебник по ТРИЗ автора Гасанов А И

7.6. Логическое понятие Мы почти закончили анализ основ логики с той точки зрения, которая рассматривает мозг как черный ящик. Осталось только определить общее понятие «логическое понятие». Определение это просто: понятие - это предикат или логическая связка. Основание

Из книги Использование химических ловушек в борьбе с преступностью автора Плешаков Сергей Михайлович

7.6.2. Пример автоматизированного информационно-аналитического комплекса в области качества и сертификации Автоматизированный информационно-аналитический комплекс в области качества и сертификации – КС-комплекс (КСК) – предназначен для многоаспектного решения задач

Из книги Цифровая стеганография автора Грибунин Вадим Геннадьевич

3. Понятие идеальности

Из книги Общее устройство судов автора Чайников К. Н.

1. ПОНЯТИЕ ХИМИЧЕСКИХ ЛОВУШЕК Проблема мелких хищений существует с давних времен и, наверное, будет существовать всегда, поскольку повышение своего материального состояния легкодоступным способом в большей или меньшей степени характерно для каждого человека. Сегодня

Из книги Информационная безопасность. Курс лекций автора Артемов А. В.

3.5. Теоретико-игровая формулировка информационно-скрывающего противоборства Скрывающий информацию выбирает алфавит и скрывающее преобразование из множества. Атакующий выбирает атакующее воздействие из множества. В теореме 3.3 предполагается, что атакующий

Из книги История электротехники автора Коллектив авторов

§ 25. Понятие прочности судна Прочностью судна называется способность его корпуса не разрушаться и не изменять своей формы под действием постоянных и временных сил. Различают общую и местную прочность судна.Общей продольной прочностью корпуса судна называется его

Из книги автора

Вопрос 1. Место информационной безопасности в системе национальной безопасности России: понятие, структура и содержание Информатизация социально-политической, экономической и военной деятельности страны и, как следствие, бурное развитие информационных систем

Из книги автора

Вопрос 2. Направления аналитической работы Направления аналитической работы определяются каждой фирмой самостоятельно и отражают области ее интересов. К основным направлениям аналитической работы, разрабатываемым на многих фирмах, можно отнести: анализ объекта

Из книги автора

Вопрос 3. Этапы аналитической работы Ведение аналитической работы возможно только при наличии необходимой информации, поэтому в первую очередь нужно определить, какая именно информация будет необходима аналитикам для работы, где можно ее получить и какой из источников

Из книги автора

Вопрос 4. Методы аналитической работы Основным назначением всех аналитических методов является обработка полученных сведений, установление взаимосвязи между фактами, выявление значения этих связей и выработка конкретных предложений на основе достоверной и полной,

Из книги автора

Лекция 7 Теоретические основы информационной безопасности в информационно-телекоммуникационных сетях Учебные вопросы:1. Обобщенная модель процессов информационной безопасности2. Унифицированная концепция защиты

Из книги автора

8.2.3. ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ Для успешного выполнения боевых задач корабль должен знать свое местоположение в пространстве, обстановку вокруг себя и за горизонтом, иметь надежную связь с командным пунктом и надежные системы управления оружием.Первым видом

1. Основные направления информационно - аналитической деятельности

1. Анализ и прогноз развития предметной области. В рамках этого направления выявляются тенденции развития отраслей и тематических направлений. Как правило, осуществляется распознавание, развитие предметной области в определенный период времени. Объектом анализа выступают отдельные тематические направления, а также научные и хозяйственные связи. Это направление предполагает измерение факторов, влияющих на развитие предметной области. Обязательным является выявление зарубежных изделий конкурентов, прогнозная оценка их конкурентоспособности и выбор перспективной номенклатуры предприятий.

Перспективной в этом направлении является разработка специальных технологий для многих аналитических задач. В их числе:

Исследование эволюции конструкторских идей. Предметная область, прогноз изменений в конструкциях изделий.

Анализ и прогноз технологических способов изготовления изделий, в том числе по патентной информации.

Анализ и прогноз потребительских свойств изделий рассматриваемого класса.

2. Сравнительный анализ разработок изделий. Задачи этого направления упорядочены в следующем алгоритме:

Определение набора признаков для идентификации зарубежных и отечественных аналогов, изделий и научно-исследовательских работ.

Их поиск, сопоставительный анализ показателей, заложенных в целевых научно-технических программах или технических заданиях с характеристиками уже существующих изделий.

Сопоставительный анализ характеристик отечественных и зарубежных разработок-аналогов.

Определение родственных исследований отраслевых, академических и вузовских учреждений в стране и за рубежом.

Отбор конкурентоспособных организаций, прямых конкурентных возможных соисполнителей, значимых, смежных, потенциальных потребителей (их набор).

Выявление профильных коллективов исследователей и разработчиков.

Формирование массивов рефератов на их публикации, оценка продуктивности и направлений разработок.

Выделение лидирующего ядра отечественных и зарубежных коллективов с учетом чистоты цитирования их работ.

3. Анализ научно-технического потенциала учреждений. Активно разрабатывается с 60ых годов. Были выявлены индикаторы научно-технического потенциала (НТП): источники информации, методы обработки данных, а в 1987 году была апробирована технология автоматизированного информационного анализа. В рамках этого направления осуществляется анализ и оценка потенциальной деятельности коллективов, кадровой структуры, творческой продуктивности, динамики освоения разработок и не внедренных предложений, научно-исследовательской и экспериментальной базы.

Сегодня крупнейшие центры НТИ (ВИНИТИ, ИНИОН) создают в рабочем и экспериментальном режиме автоматизированные подсистемы поиска и анализа информации. Каждое предприятие имеет целое подразделение, либо должность инженера или аналитика по информации.

2. Сравнительная характеристика информационной аналитики в сфере научного знания и практической сфере деятельности.

Теоретические основы информационно-аналитической деятельности включают в себя 2 направления научного исследования:

Информационная аналитика, как система научного знания;

Информационная аналитика как практическая сфера деятельности.


Сравнительная характеристика

Категория

Научная сфера деятельности

Практическая сфера деятельности

Основная цель:

Формирование методологической базы исследования информационных явлений, различных типов и уровней

Получение объективной, достоверной информации об актуальных, социально значимых событиях, имеющих место в обществе

Основные задачи:

- определение границ, систематизация основных понятий, описание базовых характеристик ИАД;

- диагностика, прогноз, моделирование информационных событий и процессов;

- систематизация и описание основных исследовательских моделей;

- корректировка и совершенствование вышеперечисленных методов;

- определение ролей различных научных дисциплин и междисциплинарных научных направлений в становлении теоретической базы;

- разработка и совершенствование технологии создания аналитических текстов.

- разработка и систематизация дифференцируемых методов диагностики, прогнозирования и моделирования информационных событий и процессов;

- определение эффективности использования исследовательских моделей.

Объект:

Теоретико-методологические основы, служащие базисом информационной аналитике.

Деятельность связанная с диагностикой, прогнозированием и моделированием массовых и специализированных информационных событий и процессов.

Предмет:

Теоретико-методологические основы служащие базисом информационной аналитике.

Дифференцированные методы диагностики, прогнозирования и моделирования.

3. Базовые термины информационной аналитики (7 классов терминов)

Терминологическая система обзорно-аналитической деятельности находится на стадии формирования. Причина медленного развития заключается в:

Сложности формирования интеллектуальных методик

Длительность включенности аналитики в общенаучную деятельность

Всеобщность обзорно-аналитической деятельности по своему назначению для всех сфер социальной деятельности.

Универсальность терминов, информации и анализа

Обязательное использование специалистами разных отраслей знания.

Среди сложившейся терминосистемы можно выделить 7 основных классов терминов:

1. Родовые и базовые понятия. Характеризуют специфику области деятельности. Возникли на ранних стадиях становления информационных коммуникаций. Понятие анализ и синтез неразрывно связаны между собой и лежат в основе любой познавательной и практической деятельности. До настоящего времени эти понятия используются в 3ех устойчивых значениях:

Как способы мышления

Как общие методы научного исследования

В качестве специфических отраслевых методик (химический, спектральный, математический анализы).

В последнее десятилетие термин был сокращен до информационного анализа . Первое представление (ы 1975 г.) в словаре было следующее определение – начальный этап преобразования документной информации, представляющей собой изучение документов и извлечение из них наиболее существенных сведений.

В 2003-2004 г. Появились 2 понятия расшифровки аналитики:

Аналитика (Конотопов, Курносов, 2004г.) – это основа интеллектуальной, логико-мыслительной деятельности направленной на решение практических задач. Суть аналитики состоит не столько в констатации фактов, сколько в определении событий. Аналитика играет значительную роль в реконструкции прошлого, вскрытии настоящего и прогнозировании бедующего. Аналитика – форма мышления и мироощущения, опирающаяся на научный подход.

Аналитика (Следнева, 2003г.) – занимается производством нового знания на основе переработки, имеющейся информации в целях оптимизации принятия решения. Современная информационная аналитика – сложная комплексная деятельность, опирающаяся как на естественный интеллект, так и на компьютерные технологии ориентирования информационными массивами, методами математического моделирования процессов, и т.д.

Аналитика предстает перед нами как дисциплина, которая объединяет 3 основных компонента:


  1. методологию информационно-аналитической работы

  2. организационное обеспечение этого процесса

  3. Создание инструментальных средств для ее видения.
Выделяются следующие черты аналитики:

Как интеллектуальная область в профессиональной деятельности. Ее особенность – производство нового знания на основе переработки имеющейся информации.

Цель переработки – оптимизация процессов принятия управленческих решений и практических задач.

Масштаб деятельности – реконструкция прошлого, оценка настоящего, прогнозирование будущего.

Основной арсенал средств – естественный интеллект в сочетании с компьютерными технологиями, методами моделирования, и другими средствами предоставления информации.

2. Объект и база исследования. Информационные ресурсы общества являются одновременно и объектом и базой для аналитической деятельности. Анализируются информационная жизнь любого объекта внешнего мира, его информационный шлейф, информационная история, его информационное поле. Они могут обозначаться терминами разного уровня (факт, высказывание, текст); а также знание, концепции, идеи, гипотеза; а такие данные – информация, обработанная и представленная в формализованном виде для дальнейшего анализа или использования.

Общенаучное понятие, знание первично и по происхождению и по значению для информационного аналитика. Главная задача, которого представлять полезную информацию, т.е. знание об объекте в определенный момент времени.

Отечественные специалисты используют понятие информация, включая в него любые сведения об объекте (полезные его характеристики): факты, события, оценки.
В системе информационных коммуникаций стали допустимы новые единицы измерения объекта информации (Мб., Гб, байты и т.д.). Наряду с классическими единицами, количество книг, документов, тираж, объем документов в печатных и авторских листах, сейчас легко определяются и сравниваются тексты по количеству страниц, слов, знаков, абзацев, строк – это позволяет вводить новые определения как степень свертывания новых текстов, частота использования отдельных КС. Доступно измерение потока информации через определенные точки в реальном режиме времени. Возможна разработка индикаторов для оценки информационной избыточности, диагностики информационного дефицита, пробелах в знании об объекте.

3. Типовые задачи информационного анализа объекта. Первоначально цели анализа характеризовались как оценка состояния литературы по теме. Современная аналитика ориентирована на практическое использование результатов информационного анализа. Общая цель сейчас м.б. представлена как получение выводного знания, представление пользователю полезной информации об объекте для решения конкретных задач. Становятся и актуальными более глобальные задачи: снятие неопределенности, обеспечение упорядоченности в системе коммуникаций; формирование интеллектуального капитала предприятий. В качестве типовых задач аналитика можно выделить:

Сравнительный анализ объектов аналогов

Оценка состояния объекта

Выделение перспективных тенденций развития объекта

Прогноз развития объекта.

Основную задачу в каждом случае аналитик формирует сам. Она м.б. в явном или неявном виде выраженном в запросе пользователя.

4. Методы информационной аналитики. Используются как общенаучные, так и специальные методы сбора, обработки данных и представления результатов анализа. Условно по характеру анализируемой информации можно выделить следующие методические направления:

Документографический анализ – осмысление и оценка текста в целом, сведения разнохарактерных элементов документа к общим оценочным суждениям (полезен, неполезен, частично полезен, актуальная, полная, оригинальная).

Фактографический (фактологический) анализ – сравнение и оценка отдельных фактов одном или множестве текстов.

Концептографический анализ – включает разметку концептуальных положений в тексте, их формально-логический, содержательный, сравнительный анализ. Методы могут подразделяться по признаку аналитического исследования.

5. Направления и технологии деятельности. В конце 80-ых вводятся понятия информационная диагностика и информационный мониторинг объектов. Впервые информационная диагностика зафиксирована в 1989г. В работе Серова со следующей характеристикой: «это комплекс методов, позволяющих определить состояние той или иной области народного хозяйства и оптимальные пути ее дальнейшего развития». В 1991 г. Гордукаловой введено понятие информационный мониторинг – «технология непрерывного информационного наблюдения за объектом в зафиксированном информационном поле по избранным индикаторам». На сегодня информационный мониторинг – особая технология информационной диагностики, построенная на порционном отслеживании новых сведений об объекте, появившихся за каждый новый период наблюдения. В настоящее время можно обозначить сложившиеся основные базовые технологии информационной аналитики:

1) информационное моделирование, включает технологии формирования информационной модели объекта с определенными критериями подобия, которые могут использоваться как основа для дальнейшего анализа, но м.б. и самостоятельным продуктом ИАД.

2) информационная диагностика – целенаправленная научно-практическая деятельность по оценке состояния и перспектив развития объекта на основе его специально формируемой информационной модели с заданными критериями подобия.

3) информационное прогнозирование – включает базовые технологии ИАД, построенная на результатах информационной диагностики объекта, разрабатываемые и используемые с целью получения прогнозного знания об объекте, формирование прогнозов и перспективных образцов объектов будущего. Прогноз м.б. результатом информационного моделирования и диагностики.

Для реализации базовых технологий появляется необходимость в ряде дополнительных терминов, локализующих объект диагностики, моделирования и прогнозирования. Предметное поле объекта (ППО) – каким-либо образом упорядоченное множество терминов и словосочетаний, используемых для описания объекта в данный момент времени.

Информационное поле объекта – множество имеющихся и используемых в обществе данных или документов, описывающих объект в каждый момент времени.

Отбор источников информации для диагностики объекта библиограф или аналитик осуществляет на основе сравнительного анализа однотипных документов, выделяемые значимые для цели диагностики материалы. Специальные технологии разрабатываются для частных целей диагностики или для специфических в каком-либо отношении объектов. Они м.б. ориентированы на решение узкоспецифических задач.

6. Продукция обзорно-аналитической деятельности. Основным продуктом являются обзоры, которые подразделяются на: аналитические, библиографические и реферативные.

Зарубежные специалисты самостоятельной разновидностью выделяют: критические обзоры – выявляют слабые идеи, концепции, новаторские предложения. Также к аналитическим продуктам относят отчет. К продуктам создаваемым центрами анализа относят такие: рекомендации, решение отдельных проблем, предсказание свойств, выполнение справки по сложным запросам. В настоящее время к продуктам ИАД относят: пакеты знаний, рейтинговые таблицы, единичные показатели прогнозов.

7. Организация и управление. Основные категории пользователей обзорно-аналитической информации


Категория пользователей

Профессионально-демографические группы

Руководители регионов, предприятий, организаций

Менеджеры высшего и среднего звена, индивидуальные предприниматели.

Ведущие специалисты предприятий

Специалисты подразделений, осуществляющие управленческие решения.

Научные работники

Ученые и специалисты, ведущие плановые, проектные и авторские научно-исследовательские работы.

Специалисты смежных профессий

Журналисты, социологи, редакторы, книгоиздатели, преподаватели ВУЗов и другие.

Широкая аудитория пользователей без стабильной потребности в обзорной информации

Все те, кто не попал выше

  1. Базовые информационно-аналитические технологии. Прогнозирование объекта
Информационное прогнозирование (ИП) – построено на результатах ИД объекта с целью получения прогнозного знания об объекте, формирование кратко среднесрочных прогнозов, перспективных образцов объекта в будущем. Прогноз м.б. эпизодическим результатом информационного моделирования и диагностики. В числе основных подходов к составлению ИП м.б. использованы:

Ресурсный подход – для раннее выявленных перспективных тенденций выделяются необходимые и достаточные условия их реализации. Эти условия сравниваются между собой, фиксируя осуществимые тенденции развития.

Зависимый подход – перспективные тенденции сравниваются относительно какого-либо важнейшего критерия для конкретного предприятия. Например, ожидаемая прибыль фирмы, прогнозируемая цена изделий, ожидаемый спрос и др. Выделяется наиболее приемлемая тенденция и составляется прогноз для ее реализации.

Вероятностный подход – перспективные тенденции оцениваются вероятностными методами по набору количественных критериев.

Аппроксимация данных – при наличии мониторинговой БД, где собраны значения индикаторов за значительный период времени в каждый контрольный момент времени избирается наиболее достоверная модель для динамических рядов каждого показателя.

Сценарный подход – аналитик проводит глубокий сравнительный анализ известных прогнозов и предположений, выстраивает их в 2 возможных сценария развития событий: оптимистический и пессимистический. Средний вариант чаще всего не формируют в отдельный сценарий, заказчик должен видеть только крайние позиции, избирая собственный путь снижения рисков.

Типология прогнозов может строиться по различным критериям в зависимости от целей, задач, объектов и предметов, характера и периода упреждения, организации прогнозирования. Различают следующие типы прогнозов:

1) поисковые (исследовательские) – определение возможных состояний явлений в будущем; и нормативные (программные, целевые) – определение путей и сроков достижения возможных состояний явления принимаемых в качестве цели.

2) по периоду упреждения – промежутку времени, на который рассчитан прогноз:

Оперативные – рассчитаны на перспективу, на протяжении которой не ожидается существенных изменений объекта исследования ни количественных, ни качественных.

Краткосрочные – рассчитаны на перспективу только количественных изменений.

Долгосрочные – изменение количественных и преимущественно качественных изменений.

Среднесрочные – преобладают количественные изменения над качественными.

Дальнесрочные – ожидают значительные качественные изменения и по существу говорят лишь об общих перспективах развития объекта. Временная градация прогнозов является относительной и зависит от характера и целей данного прогноза.

3) по объекту исследования: естествоведческие; научно-технические; обществоведческие.

Общая последовательность операций при разработке прогнозов:

Шаг 1. Предпрогнозная ориентации (программа исследования). Проводится уточнения задания на прогноз, характер, масштабы, объект, периоды основания и упреждения, формулирование целей и задач, проблемы определения методов, структуры и организации исследования.

Шаг 2. Построение исходной модели прогнозируемого объекта.

Шаг 3. Сбор данных прогнозного фонда.

Шаг 4. Построение динамических рядов показателей.

Шаг 5. Построение серии предварительных поисковых моделей прогнозируемого объекта.

Шаг 6. Оценка достоверностей и точностей, обоснованности прогноза. Метод опросов экспертов

Шаг 7. Экспертное обсуждение прогноза и рекомендации, их обработка с учетом обсуждения и задача заказчику.


  1. История появления и развития форматов семейства MARC.
Впервые программа MARC I была разработана Библиотекой Конгресса США в 1965-1966 гг. с целью получения данных каталогизации в машиночитаемой форме. Аналогичная работа выполнялась в Великобритании Советом по Британской национальной каталогизации для обеспечения использования машиночитаемых данных при подготовке печатного издания Британской национальной библиографий. На основе указанных разработок в 1968 г. начал создаваться коммуникативный англо-американский формат MARC (проект MARC II). Целями его создания стало обеспечение:

Гибкости решения каталогизационных и других библиотечных задач,

Пригодности для национального библиографического описания любых видов документов и использования структуры записи в автоматизированных системах.

В процессе развития использования формата в 1970-х гг. появились более 20 его различных версий, ориентированных на национальные правила каталогизации (в том числе UKMARC, USMARC, CANMARC). В своих последних редакциях формат USMARC превратился в комплекс специализированных форматов для записи библиографических, авторитетных, классификационных данных, данных о фондах и общественной информации. Каждый из форматов опубликован, содержит подобное описание полей, инструкции по применению и правила, обеспечивающие ввод и идентификацию данных.

Для преодоления несовместимости этих форматов в 1977 г. Международной федерацией библиотечных ассоциаций (ИФЛА) было выпущено издание «Универсальный формат MARC» . Его целью провозглашено « …содействие международному обмену данными в машиночитаемой форме между национальными библиографическими службами».

В 1987 г. издана новая версия формата UNIMARC, отраженная в Руководстве по применению UNIMARC - «UNIMARC Manual», которая расширила его действие на другие виды документов. Кроме того, Руководство предусмотрело возможность использования данного формата «как модели для разработки новых машиночитаемых библиографических форматов». Дальнейшее развитие формата было связано, в частности, с созданием его разновидности для ведения так называемых авторитетных записей, обеспечивающих технологию ведения массивов имен персоналий и наименований.

В 1991 г. в рамках программы ИФЛА «Универсальный библиографический учет и международная программа MARC» создан Постоянный комитет по UNIMARC (PUC), на который возложены функции контроля за развитием формата, включая обеспечение совместимости вносимых изменений ранее разработанным его версиям.

В 1999 г . в результате согласования и последующего слияния библиографических форматов США и Канады (USMARC и CANMARC) объявлено об образовании на их основе нового формата («Формата XXI века») - MARC-21. MARC-21 включает в себя форматы:

Данных о фондах;

Классификационных данных;

Общественной информации.

В настоящее время формат MARC-21 используется в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, в университетских библиотеках Великобритании и Франции, Венгрии, Дании, Испании, Швеции, Финляндии, а также в Национальной библиотеке Италии.

Самые же используемые форматы: UNIMARC, USMARC, RUSMARC, MARC-21.


  1. Формат USMARC. Общая характеристика .
USMARC-формат – комплекс специальных форматов в состав, которого входят 5 форматов:

Формат для библиографических данных

Формат данных о фондах

Формат классификационных данных

Формат для общественной информации

Основным форматом для библиографической информации, разработанный с целью получения каталогизационных описаний в машиночитаемой форме. Объектом описания формата являются все виды документов.

Формат авторитетных данных связан с форматом библиографических данных и содержит информацию являющуюся точками доступа к БЗ. Объектами описания данного формата являются все заголовки основных и добавочных описаний формата для БЗ.

Формат данных о фондах не связан непосредственно с форматом библиографических данных, его предназначение дать детальную информацию об описываемом документе (т.е. адрес местонахождения, шифр-хранение, количество экземпляров, физическое состояние и т.д.). Используется и ориентирован на крупные библиотеки.

Формат для классификационных данных – предназначен предоставлять полную информацию о классификационных индексах присваиваемых документу (сами индексы, иерархия заголовков, пояснительные термины индексирования, характеристика изданий, откуда берутся индексы).

Формат для общественной информации не связан с библиографической информацией, предназначен для предоставления обществу полезной информации. Объектами описания м.б. любая личность, обладающая определенными знаниями или опытом, организация (клуб, банк), программа или служба, мероприятия (симпозиумы). Формат предусматривает поля для записи следующей информации:

Адрес и часы работы организации;

Номера телефонов, электронной почты;

Перечень услуг;

Перечень конкретных условий для работы другой организации (вместимость залов, переводчики).

Формат USMARC выпускается в 2ух вариантах:

1) полное. Полное отличается от краткого детальной характеристикой полей и наличием большого количества примеров. Полное описание издано в 6ти книгах.

2) краткое


  1. Назначение, применение формата UNIMARC.
К началу 70х гг. семейство MARC форматов увеличилось более чем на 20 самостоятельных национальных форматов. Для преодоления несовместимости форматов было принято решение о создании международного универсального формата UNIMARC в качестве формата-посредника между другими MARC форматами.

Разработан IFLA и опубликован в 1977г. Распространение получил в странах Западной и Восточной Европы. В России же имеет статус официально обменного формата в сфере массовых библиотек и информационных учреждений Министерства культуры, а также участников Сводного каталога ГПНТБ России и многочисленных пользователей РКП. Формат UNIMARC явился результатом работы каталогизаторов и автоматизаторов. А также впитал опыт и практику международной каталогизации. Является коммуникативным, но приемлем для использования в качестве формата каталогизации для БО и предметизации.

Целью создания формата UNIMARC является более простое и удобное составление описания библиографических единиц, их поиск и контроль. Первоначально UNIMARC использовался только для обмена записями на магнитной ленте. В дальнейшем он был приспособлен для обработки и обмена информацией на различных носителях.

Выбор для работы формата UNIMARC дает библиотекам приобретать надежные каталогизационные данные, представленные в унифицированной форме. Применение формата UNIMARC позволяет библиотекам использовать коммерческие АИБС и международные системы корпоративной каталогизации.

Формат UNIMARC распространяется на монографии, сериальные издания, картографические материалы, ноты и звукозаписи, графику и электронные ресурсы.

БЗ в формате UNIMARC предназначены для использования в автоматизированных библиографирующих системах. Функции таких систем: библиографический поиск и вывод данных на экран.

Ряд европейских стран, такие как Греция, Италия, Литва, Португалия, Россия, Франция, Хорватия, Чехия внедряют этот формат на национальном уровне. В 2001 году во Франции создан Национальный комитет по формату UNIMARC.

Формат распространен также в Азии и Латинской Америке. В этой связи необходимо упомянуть так называемую инициативу CJK – China, Japan, Korea, ставящую своей целью внедрение формата UNIMARC в этих странах.

В Азербайджане создан Комитет по формату AZMARC, который ставит своей целью внедрение формата UNIMARC в качестве национального формата как обменного, так и формата каталогизации.


  1. Формат RUSMARC: структура записи.
Российский коммуникативный формат разработан по заказу Министерства культуры в рамках программы LIBNET под эгидой Российской Библиотечной ассоциации. Формат призван быть посредником при осуществлении обмена библиографическими записями и способствовать решению следующих задач:

А. Улучшение доступности библиографической информации

Б. Создание сводных каталогов

В. Сокращение затрат при каталогизации

Российский коммуникативный формат, реализует библиографическую запись в машиночитаемой форме в структуре международного стандарта ISO 2709. Каждая библиографическая запись, подготовленная для обмена, должна содержать:

- МАРКЕР ЗАПИСИ

СПРАВОЧНИК метка поля

- ПОЛЯ ДАННЫХ

001 Идентификатор записи; 100 Данные общей обработки; 200 801 Источник записи.

Связь записей. Российский коммуникативный формат, предусматривает технику установления связи между записями. Для этих целей резервируется блок полей 4--. Связываемое поле включает библиографические данные, относящиеся к другому документу, с указанием или без указания информации об идентификаторе записи, в которой описан этот документ.

Повторение данных. Возможно четыре случая повторения данных в различных формах:

1) Данные приводятся в кодированной и в текстовой форме, выводимые и не выводимые на экран дисплея.

2) Документ содержит одинаковую информацию на разных языках.

3) При каталогизации используется более чем один язык для многоязычной аудитории пользователей. Использование более одного языка каталогизации (например, в полях примечаний) удобно, а в некоторых случаях обязательно в локальном формате.

4) Некоторая информация, повторяемая в различной графике, для представления вариантов сложных случаев вывода данных. В идеальном случае каталогизационная запись составляется с использованием графики описываемого документа.


  1. Формат UNIMARC : структура записи
Структура записи формата предназначена для контроля за представлением данных при хранении их в форме символьных строк, называемых полями. Формат UNIMARC реализует библиографическую запись в машиночитаемой форме в структуре международного стандарта ISO 2709. Каждая библиографическая запись, подготовленная для обмена, должна содержать:

- МАРКЕР ЗАПИСИ , состоящий из 24-х символов. Он содержит данные, относящиеся к структуре записи, определения которых даются в стандарте ISO 2709, а также некоторые элементы данных, выделенные для особого применения. Элементы данных в МАРКЕРЕ ЗАПИСИ предназначены прежде всего для обработки записи и только косвенно - для идентификации самого библиографического документа.

За Маркером записи следует СПРАВОЧНИК . Каждая статья справочника состоит из трех частей: 3х-цифровой метки - метка поля , 4х-значного числа, указывающего длину поля данных. В это число включаются все символы - индикаторы, идентификаторы подполей, текстовые или кодированные данные и разделитель полей. И 5ти-значного числа, указывающего позицию начального символа. Другие символы в статье справочника не допускаются. Первый символ первого переменного поля имеет символьную позицию 0. Положение символьной позиции 0 внутри записи задается позициями символов 12-16 Маркера записи.

Статьи справочника упорядочены по первой цифре метки. Рекомендуется при упорядочении использовать, где это возможно, метку целиком. Для самих полей данных определение порядка не является необходимым, так как их положение полностью определяется через справочник.

- ПОЛЯ ДАННЫХ переменной длины следуют за справочником и содержат библиографические данные (в отличие от данных общей обработки, содержащихся в маркере).

Поля, обязательные для всех записей: 001 Идентификатор записи; 100 Данные общей обработки; 200 Заглавие и сведения об ответственности (подполе $a обязательно для каждой записи); 801 Источник записи.

Остальные поля являются факультативными. Поля формата сгруппированы в 10 блоков:

0 блок - блок идентификации . Содержит номера идентифицирующие запись или единицу, описанную в ней.

1 блок блок кодированной информации. Состоит из 20 полей, в которых характеризуются 12 видов документов. Блок содержит закодированные элементы данных фиксированной длины.

2 блок блок описательной информации. Содержит основные элементы данных, обеспечивающих формирование БО в соответствии с международными стандартами ISBD (заглавие, сведения об ответственности, сведения об издании, сведения о серии).

3 блок блок примечаний. Содержит примечания, приводимые в свободной текстовой форме, уточняющие и дополняющие описание, точки доступа, любые характеристики, относящиеся к физическому оформлению документов, или его содержания.

4 блок блок связи.

5 блок блок взаимосвязанных заглавий. Содержит заглавия отличные от основного заглавия каталогизируемого документа обычно помещенные на этом документе. Заглавия в 5ом блоке не связанны с другими записями. Они являются вариантами заглавия документа.

6 блок блок определения тематики. Содержит тематические данные, как текстовые, так и представленные условными обозначениями.

7 блок блок интеллектуальной ответственности. Содержит имена лиц и наименований организаций, несущих интеллектуальную ответственность за создание документа. Различаются организации, несущие первичную интеллектуальную ответственность – единственные авторы; альтернативную – несколько авторов; вторичную – лиц или организации, имеющие косвенную ответственность.

8 блок блок международного использования. Содержит поля прошедшие международное согласование, и которые не присутствовали в предыдущих блоках.

9 блок блок национального использования. Не имеет фиксированных полей и предназначен для использования полей, не представляющих интереса для обмена, используется для локальных нужд библиотеки. По согласованию поля может не записываться в обменных полях.


  1. Формат RUSMARC в автоматизированных библиотечных системах.
Национальная служба развития системы форматов RUSMARC на протяжении нескольких лет проводит тестирование библиотечных систем на предмет обеспечения поддержки формата. В описании любой библиотечной системы, как правило, обязательно заявляется: система полностью совместима с форматами RUSMARC, MARC21, UNIMARC. При этом какого-либо стандарта в этой области не существует, как нет и общепринятого понимания поддержки формата.

В 2002 г. Американской национальной организацией стандартов опубликован документ «Руководство для составителей запроса предложений применительно к стандартам для библиотечных систем». Руководство предназначено, прежде всего, не для разработчиков систем, а для заказчиков – библиотек: в нем, по сути, фиксируются условия задачи со стороны заказчика, которые придется решать разработчику библиотечной системы, и, в частности, требования, которым должна удовлетворять система с точки зрения поддержки библиотечных и коммуникационных стандартов. В соответствии с Руководством, проектное задание на разработку АБИС должно включать следующие общие положения: - система должна кодировать БЗ в MARC-формате без ограничения длины записи (кроме ограничений, определяемых форматом);

Система должна обеспечивать импорт и экспорт БЗ в формате без дополнительного вмешательства разработчика, с полным сохранением определителей содержания (меток полей, индикаторов, идентификаторов подполей) и сохранением порядка полей в записи; - система должна обеспечивать вывод БЗ с определителями содержания на рабочие станции пользователей.

Система должна предусматривать поддержку всего набора определителей содержания, даже если та или иная биб-ка предполагает использовать только часть из них; должна соблюдаться структура З, определенная в формате; должны быть реализованы механизмы валидации определителей содержания и некоторых контролируемых значений (например, кодов языков и кодов стран). Развитие общих положений Руководства применительно к этим процессам и ф RUSMARC приводит к следующим требованиям.

I. Общие требования:

1. Отсутствие ограничений на длину записи, полей, подполей 2. Поддержка всех существующих и ранее использовавшихся меток полей, идентификаторов подполей, индикаторов, разделителей, определенных в формате 3. Поддержка повторяющихся полей и подполей в соответствии с форматом 4. Поддержка техники встроенных полей 5. Реализация связей между записями

6. Сохранение порядка полей, определенного каталогизатором при вводе. Сохранение порядка подполей, определенных каталогизатором при вводе, для тех полей, заполнение которых должно осуществляться в соответствии с правилами каталогизации или индексирования

8. Проверка правильности записи при вводе и редактировании, с генерацией соответствующих сообщений об ошибках

9. Наличие справочников контролируемых данных (прежде всего, кодированных) и контроль их использования в записях

10. Возможность работы с неполными записями (например, на этапе заказа)

11. Возможность внесения изменений в системе в случае изменений формата

II. Поиск. Для обеспечения поиска в массиве MARC-записей система должна обеспечивать:

1. Возможность индексирования до уровня подполей и индикаторов (с выбором полей и подполей для индексирования)

2. Возможность индексирования КС

3. Возможность настройки индексов – т.е. указания, данные каких полей и каким образом используются для формирования словарей

III. Импорт и экспорт записей. Возможность импорта и экспорта корректных MARC-записей является обязательным условием, без которого невозможно говорить об эффективной работе в корпоративной среде.

1. Импорт и экспорт записей в MARC-формате должен осуществляться без дополнительного вмешательства разработчика с сохранением всех определителей содержания.

2. Экспорт записей должен осуществляться в соответствии со стандартом ISO 2709

3. Должна быть предусмотрена возможность использования локальных полей (полей блока 9--), которые определяются соглашениями между участниками обмена

4. Необходим контроль дублетов при импорте.

5. Должна допускаться возможность импорта неполных или кратких записей

6. Если RUSMARC является только коммуникативным форматом – необходимо корректное преобразование записи из внутреннего формата в RUSMARC (при импорте) и обратно (при экспорте)

8. Контроль правильности записи.


  1. Создание и о сновные направления развития компьютерной сети Либнет.
Министерство культуры РФ начало компьютеризацию библиотек в 1986 г.

В 1993г. началась практическая работа по внедрению информационно-библиотечных технологий в центральные, региональные библиотеки и налаживанию информационного обмена между федеральными библиотеками. Первым опытом стал пилотный проект сетевого взаимодействия шести библиотек Москвы – Государственной публичной исторической библиотеки, Государственной публичной НТБ, Государственной центральной научной медицинской библиотеки, Библиотеки по естественным наукам РАН, Научной библиотеки МГУ, Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки Россельхозакадемии. Проект, получивший название LIBNET – библиотечная сеть, был успешно реализован в 1994-1995 годах.

Приказом Минкультуры России от 23.02.1996 № 138 «О реализации программы «Создание Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети - ЛИБНЕТ» были утверждены следующие приоритетные направления программы:

Разработка концептуальных основ создания и развития компьютерной сети «ЛИБНЕТ»;

Создание национального формата библиографических записей в машиночитаемой форме;

Подключение библиотек России к мировой компьютерной сети INTERNET;

Создание электронной системы информирования библиотек о новейших изданиях отечественной литературы.

Цель программы - «обеспечение свободного доступа граждан к информационным ресурсам российских и зарубежных библиотек на основе использования современных компьютерных технологий и средств телекоммуникаций». Ключевым моментом в реализации программы стало образование в 2001 году по инициативе Минкультуры России двумя национальными библиотеками - РГБ и РНБ - Национального информационного библиотечного центра (Центр ЛИБНЕТ). Центр создан как орган управления и центральный аппаратно-программный комплекс сети ЛИБНЕТ для решения таких задач, как:

Формирование Сводного каталога библиотек России (СКБР);

Создание эталонной национальной библиографической записи на издания, поступающие в библиотеки страны;

Сокращение совокупных финансовых затрат библиотек России на каталогизацию изданий за счет заимствования библиографических записей из СКБР;

Обеспечение единой точки доступа российских и зарубежных пользователей к библиографическим ресурсам российских библиотек;

Организация обучения специалистов библиотек современным технологиям каталогизации и информационного обслуживания.

К настоящему времени СКБР стал признанным национальным информационно-библиографическим центром. Важным вкладом в развитие сети ЛИБНЕТ стало внедрение в практическую деятельность федеральных и региональных библиотек национальной системы машиночитаемых форматов RUSMARC.

Установка драйверов