КуМир - программное решение, созданное НИИСИ РАН специально для того, чтобы помочь учащимся старших классов общеобразовательной школы постичь азы программирования и проверить свои навыки на практикумах. Полное название данной системы звучит как Комплект Учебных МИРов. В ее состав входят сразу несколько компонентов. Первый, под называнием "Стандарт" предлагает традиционный набор задач и учебных материалов. Второй, с приставкой "Про", дополняет расширяет "Стандарт" дополнительными курсами. Еще есть версии ПО для старших классов и для учителей.
Назначение
Программное решение используется на уроках информатики. Оно реализует школьный алгоритмический язык, являющийся неким аналогом синтаксиса старых языков программирования вроде Pascal или Basic. Конструкции кода обозначаются кириллицей, из-за чего учащимся намного проще понять логику выполнения тех или иных операций. Также тут есть некое подобие компилятора и интерпретатора, которым разработчики дали имена Робот и Чертёжник.
Каждой задание состоит из теоретической и практической частей. Для некоторых уроков предусмотрена визуализация результата, благодаря которой можно наглядно понять влияние внесенных в код изменений. Все доступные уроки структурированы в отдельные курсы.
При выполнении особенно крупных задач КуМир позволяет сохранять неоконченные программы в собственном формате KUM. Выполнить их в среде Windows не получить, но зато это можно осуществить стандартными средствами ПО. Вообще разработчики постарались разбить работу над большими проектами на несколько этапов. Также они внедрили в КуМир функцию, выполняющую постоянный контроль правильности вводимого кода, и специальный помощник, который выводит на отдельную панель значения логических выражений и результаты операций присваивания.
Скачать и использовать систему можно совершенно бесплатно. Ее разрешается устанавливать на неограниченное количество учебных компьютеров. Кстати, помимо версии для Windows, у КуМир также имеется версия для UNIX-систем.
Самое важное
- утверждено Министерством образования в качестве учебного материала для уроков информатики в старших классах ОШ;
- использует собственный синтаксис кода, написанный на кириллице;
- разбивает имеющиеся учебные материалы на отдельных курсы;
- позволяет учителям проводить практикумы;
- распространяется по свободной лицензии GNU 2.0;
- имеет довольно прагматичный интерфейс.
Слайды
Тезисы
Состав Кумир 2.1
В состав системы входят три варианта графического интерфейса, компилятор языка Кумир в выполнимыи баит код, компактный интерпретатор баит-кода, шесть графических исполнителей, модуль поддержки практикумов.
Варианты графического интерфейса:
Классический Максимально похожий на Кумир версий 1.8-1.9 привычный интерфейс, с поддержкой прикрепления дочерних окон к главному окну. Предназначен для 5-7 классов. Про Интерфейс основанный на вкладках, что дает возможность держать открытыми сразу несколько Кумир-программ. Учительский Аналогично варианту «Про», но есть поддержка «Учительских» функций: защиты строк от редактирования и создание проверяющих алгоритмов скрытых от учеников.
Графические исполнители входящие в систему 2.1:
Робот классический, наиболее часто используемый исполнитель. Рисователь создает рисунки на листе, предназначен для обучения основам растровой графики (разработан совместно с К.Ю.Поляковым по его предложению). Водолей задачи на переливание. Кузнечик задачи на числовой прямой. Чертежник векторная графика; в версии 2.1 в исполнителе появились “учительские” команды, необходимые для автоматической проверки заданий. Черепашка создание на экране рисунков, состоящих из прямолинейных отрезков.
Последние два исполнителя были переписаны для системы 2.x недавно и сейчас находятся в стадии тестирования.
Планы
Поддержка материальных роботов в системе Кумир 2.1 (Lego EV3). Улучшения документации. Разработка обучающих практикумов. Расширение функций автоматической проверки заданий.
(Для Windows XP/Vista/7 (32-bit))
Безопасный доступ в интернет
Интернет уже давно стал незаменимым помощником современного человека. Всемирная сеть - является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Именно поэтому дети активно пользуются Интернетом, а зачастую проводят в Сети даже больше времени, чем взрослые. Юные пользователи осваивают сервисы мгновенных сообщений и интернет телефонию (ICQ, Skype и пр.), общаются на форумах и в чатах, каждый день узнают много новой увлекательной и образовательной информации. Однако не стоит забывать, что Интернет может быть не только средством для обучения, отдыха или общения с друзьями, но - как и реальный мир - Сеть тоже может быть опасна.
Уважаемые родители! Ваш ребёнок в опасности!
Интернет - это мир интересных и полезных возможностей, но в то же время это источник угроз, особенно для ребенка. Агрессия, преследования, мошенничество, психологическое давление, встречи с онлайн незнакомцами - это лишь некоторый перечень угроз, которые поджидают ребенка в глобальной сети каждый день. Как же оградить от них ребенка?
В России почти 12 млн. несовершеннолетних пользователей интернета, при этом большинство родителей не знают, что делает их ребенок во Всемирной сети, какую информацию ищет, с кем общается. Чтобы сделать интернет безопасным, «Билайн» совместно с экспертами выработали простые рекомендации для заботливых родителей и их детей, которые помогут предупредить угрозы и сделать работу в Интернете полезной.
Самый главный совет для родителей - будьте в курсе деятельности ребенка. Говорите с ним об Интернете: спрашивайте, что он сегодня делал, с кем познакомился, что интересного узнал. Старайтесь регулярно просматривать ресурсы, которые посещает Ваш ребенок, и проверяйте список его контактов, чтобы убедиться, что он знает всех, с кем общается. Попросите ребенка сообщать Вам или близким людям о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет, и не ругайте за неприятные случаи, иначе он все будет скрывать.
Второе важное правило - станьте проводником ребенка в Интернет . То, чему не научите ребенка Вы, научат другие или ребенок сам научится, не подозревая об угрозах. Поэтому Вам следует хорошо разбираться в Интернет и помогать ребенку его осваивать. Научите ребенка правильно искать нужную информацию, сформируйте список полезных, интересных, безопасных для детей ресурсов и посоветуйте правильно их использовать. С самого начала объясните ребенку, почему ни в коем случае не стоит выдавать данные о себе и своейсемье, публиковать фотографии, где изображен сам ребенок, семья, школа и прочие данные.
Научите вашего ребенка уважению и этикету в Интернете. По статистике, более 80% российских детей имеют профиль в социальных сетях, а 23% сталкиваются в Сети с агрессией и унижением. Попросите ребенка его не провоцировать конфликтные ситуации и относиться к другим так же, как он хотел бы, чтобы относились к нему самому. Объясните, что ни при каких обстоятельствах не стоит размещать провокационный материал и не распространять по чьей-либо просьбе информационные и агрессивно-настроенные сообщения. Информация, выложенная в Интернет - доступна всем и может быть использована в любых, в том числе, мошеннических целях.
Всегда помните старую поговорку «предупрежден - значит вооружен». Расскажите ребенку, что в Интернете встречаются и «хорошие», и «плохие» люди. Объясните, почему не стоит добавлять «в друзья» незнакомых людей - они могут быть не теми, за кого себя выдают. Предупредите ребенка, чтобы он ни в коем случае не соглашался на «живые» встречи с Интернет-незнакомцами, прежде чем не поставит в курс вас или близких родственников. Посоветуйте ему общаться в Интернете с теми, с кем он лично знаком. Предостерегите от скачивания платной информации, особенно через sms. Объясните, почему не стоит обращать внимания на яркие баннеры с сообщениями о выигрышах или призах. Выдайте ему инструкцию по правильному поведению в глобальной паутине.
И, наконец, последний, но не менее важный совет - используйте технические возможности Вашего компьютера и Оператора. Для предотвращения нежелательного контента и вирусов необходимо установить , настроить антиспам фильтры в почте. С помощью средств Родительского контроля или соответствующих услуг Оператора можно создавать «белый» список Интернет-сайтов, ограничить время пребывания ребенка в Интернет, настроить возрастной фильтр.
Презентация "Обеспечение безопасности детей в сети интернет"
Ролик "Безопасный интернет - детям"
Безопасный интернет для детей
Уважаемые родители! Представляем вам обзор программ родительского контроля:
Детский интернет фильтр КиберПапа
Программа работает по принципу «белого списка» и чрезвычайно проста в использовании. После инсталляции программы и включения фильтра, ребенок может переходить только по страницам проверенных детских сайтов (блокируются также все статические и динамические объекты веб-страниц, не принадлежащие к списку проверенных детских ресурсов). Отключить фильтр могут только родители, используя известный им пароль от программы.
Бесплатный браузер
Детский браузер Гогуль
Безопасность ребёнка в Интернете обеспечивается за счёт наличия собственного каталога детских сайтов, проверенных педагогами и психологами и рекомендованных к просмотру. Гогуль ведёт статистику посещённых сайтов для контроля родителями, а также может ограничивать время пребывания ребёнка в интернете. Детский браузер Гогуль позволяет составить расписание доступа, то есть программирование ограничения продолжительности использования ребёнком Интернета по дням недели. Также родители могут получить детальный отчёт о том, какие сайты посещали их дети, и добавить или удалить сайты из перечня доступных к просмотру. Отбором ресурсов, фото- и видеоматериалов, допущенных в Гогуль, занимается специально созданная команда, состоящая из родителей, профессиональных детских психологов и педагогов из различных регионов России.
Бесплатный браузер
NetKids
Сервис NetKids предназначен для родительского контроля того, чем заняты дети в интернете. NetKids — это мониторинг посещенных сайтов и блокировка потенциально опасных сайтов. Это мониторинг общения в социальных сетях и блогах. Это полноценный родительский контроль через web-интерфейс, без сложных настроек и без ущерба удобству работы за компьютером.
Родительский контроль - компонент программ Kaspersky Internet Security 2012 и Kaspersky CRYSTAL
Позволяет установить для каждой учетной записи на компьютере ограничения доступа использования компьютера и интернета.
Возможности Родительского контроля могут помочь оградить детей и подростков от негативного влияния при работе на компьютере и в интернете, например, обезопасить от длительного нахождения за компьютером и в интернете, от потери времени и денег при посещении некоторых веб-сайтов, ограничить доступ к веб-ресурсам, предназначенным для взрослой аудитории, и т.д.
С помощью Родительского контроля вы можете контролировать:
- Использование компьютера.
- Запуск различных программ.
- Использование интернета (ограничение использование интернета по времени).
- Посещение веб-сайтов в зависимости от их содержимого.
- Загрузка файлов из интернета в зависимости от их категории.
- Переписка с определенными контактами через интернет-пейджеры (ICQ, Miranda, mIRC и т.д.).
- Переписка с определенным контактами в социальных сетях (Facebook, Yahoo, Twitter).
- Пересылка персональных данных.
- Употребление определенных слов и словосочетаний в переписке через интернет-пейджеры.
Дополнительные материалы по теме «Безопасный интернет»
На данном сайте представлены подготовленные совместно с Информационно-аналитическим ресурсом "Ваш личный Интернет" и Интернет-Университетом Информационных Технологий материалы для детей, их родителей и учителей - интерактивные сценарии, короткие тесты, готовые планы уроков, - благодаря которым дети смогут освоить основы безопасной работы в Интернете.
Дополнительные ресурсы:
- Центр Безопасного Интернета в России - посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. А конкретнее - центр занимается Интернет-угрозами и эффективным противодействием им в отношении пользователей.
- Справочник Google по детской безопасности в Интернете
- Фонд "Дружественный Рунет" - содействие развитию сети Интернет как благоприятной среды, дружественной ко всем пользователям. Фонд поддерживает проекты, связанные с безопасным использованием интернета, содействует российским пользователям, общественным организациям, коммерческим компаниям и государственным ведомствам в противодействии обороту противоправного контента, а также в противодействии иным антиобщественным действиям в Сети.
10 правил разумного пользователя Интернета
1. Никогда не сообщайте в открытом Интернете свои личные данные: настоящее имя, номер телефона, домашний адрес.
2. Пользуясь компьютером в общественном месте, корректно завершай работу с сервисом: не запоминай пароли на компьютере и всегда выходи из учетной записи.
3. Научитесь защищаться от нежелательной почты, не отвечайте на нежелательную почту и пользуйтесь фильтрами электронной почты.
4. Внимательно относитесь к файлам, пришедшим вам по почте, они могут содержать опасные вирусы. Не загружайте из Интернета программы, музыку или файлы из непроверенных источников.
5. Знайте, что обмениваясь файлами и загружая из Интернета текст, изображения и другие материалы, можно нарушить законы об авторских правах. Пользуясь чужими материалами, не забывайте спрашивать разрешение или указывать автора.
6. Не забывайте об ответственном и порядочном поведении в Интернете. Не используйте Интернет для хулиганства, распространения слухов или угроз.
7. Посоветуйтесь со взрослыми перед заказом, покупкой или продажей чего-либо в Интернете.
8. Азартные игры в Интернете связаны с риском. Знайте, что играть в азартные игры в Интернете запрещено законом.
9. С осторожностью относись к знакомствам в Интернете, помни, что за ником и аватаркой может стоять кто угодно.
10. Сообщи взрослым (учителю или родителям), если что-то или кто-то в Интернете угрожает вам или доставляет неудобства, посоветуйся с ними о возможных способах защиты.
Задания для тренировки
1) Исполнитель КУЗНЕЧИК живёт на числовой оси. Начальное положение КУЗНЕЧИКА – точка 0. Система команд Кузнечика:
Вперед 4 – Кузнечик прыгает вперед на 4 единицы, Назад 3 – Кузнечик прыгает назад на 3 единицы.
Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 3», чтобы Кузнечик оказался в точке 27?
2) Исполнитель КУЗНЕЧИК живёт на числовой оси. Начальное положение КУЗНЕЧИКА – точка 0. Система команд Кузнечика:
Вперед 6 – Кузнечик прыгает вперёд на 6 единиц,
Назад 4
Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 4», чтобы Кузнечик оказался в точке 28?
3) Исполнитель КУЗНЕЧИК живёт на числовой оси. Начальное положение КУЗНЕЧИКА – точка 0. Система команд Кузнечика:
Вперед 5 – Кузнечик прыгает вперёд на 5 единиц,
Назад 3 – Кузнечик прыгает назад на 3 единицы.
Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 3», чтобы Кузнечик оказался в точке 21?
4) Исполнитель КУЗНЕЧИК живёт на числовой оси. Начальное положение КУЗНЕЧИКА – точка 0. Система команд Кузнечика:
Вперед 7
Назад 5
Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 5», чтобы Кузнечик оказался в точке 19?
5) Исполнитель КУЗНЕЧИК живёт на числовой оси. Начальное положение КУЗНЕЧИКА – точка 10. Система команд Кузнечика:
Вперед 7 – Кузнечик прыгает вперёд на 7 единиц,
Назад 4 – Кузнечик прыгает назад на 4 единицы.
Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 4», чтобы Кузнечик оказался в точке 43?
6) Исполнитель КУЗНЕЧИК живёт на числовой оси. Начальное положение КУЗНЕЧИКА – точка 15. Система команд Кузнечика:
Вперед 17 – Кузнечик прыгает вперёд на 17 единиц,
Назад 6 – Кузнечик прыгает назад на 6 единиц.
Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 6», чтобы Кузнечик оказался в точке 36?
7) Исполнитель КУЗНЕЧИК живёт на числовой оси. Начальное положение КУЗНЕЧИКА – точка 20. Система команд Кузнечика:
Вперед 3 – Кузнечик прыгает вперёд на 3 единицы,
Назад 5 – Кузнечик прыгает назад на 5 единиц.
За какое наименьшее количество команд можно перевести Кузнечика в точку (-4)?
«Вперед 4» (Кузнечик прыгает вперед на 4 единицы),
Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 3», чтобы Кузнечик оказался в точке 31?
9) Исполнитель Кузнечик живет на числовой оси. Начальное положение - точка 0. Система команд кузнечика:
Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 4», чтобы Кузнечик оказался в точке 31?
10)
«Вперед 3» (Кузнечик прыгает вперед на 3 единицы),
«Назад 4» (Кузнечик прыгает назад на 4 единицы).
Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 4», чтобы Кузнечик оказался в точке 32?
11) Исполнитель Кузнечик живет на числовой оси. Начальное положение - точка 0. Система команд кузнечика:
«Вперед 5» (Кузнечик прыгает вперед на 5 единиц),
«Назад 3» (Кузнечик прыгает назад на 3 единицы).
Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 3», чтобы Кузнечик оказался в точке 33?
12) Исполнитель Кузнечик живет на числовой оси. Начальное положение - точка 0. Система команд кузнечика:
«Вперед 6» (Кузнечик прыгает вперед на 6 единиц),
«Назад 5» (Кузнечик прыгает назад на 5 единиц).
Какое наименьшее количество раз должна встретиться в программе команда «Назад 5», чтобы Кузнечик оказался в точке 33?
КуМир (К омплект У чебных МИР ов) — это свободно распространяемая кроссплатформенная русскоязычная система программирования, предназначенная для начального обучения основам алгоритмизации. Скачать КуМир 1.9 можно на сайте разработчиков или на официальном сайте проекта .
Достоинства :
- свободно распространяемая среда (лицензия GPL 2.0);
- кроссплатформенность (Windows, Linux );
- поддержка со стороны российских разработчиков (НИИСИ РАН);
- русскоязычные команды языка программирования;
- развитые возможности отладки программ;
- автоматическое выравнивание, показывающее структуру программы;
- возможность строить заготовки задач с автоматической проверкой;
- возможность управления исполнителями из программы;
- возможность подключения новых исполнителей.
Недостатки: :
- сложно мотивировать учащихся на изучение языка, который нигде не применяется;
- очень медленная работа интерпретатора (обещают существенно ускорить в версии 2.0, которая сейчас разрабатывается);
- нельзя менять значения аргументов внутри вспомогательных алгоритмов (например, в реализации алгоритма Евклида как функции приходится заводить две лишние переменные);
- нельзя вызывать функцию как процедуру, игнорируя ее результат (например, когда результат функции — код возврата и в данном случае он меня не интересует);
- неудобная и неполная справочная система;
- нет форматного вывода на консоль и в файл, как в Паскале (типа вывод x:4); это нужно, например, чтобы вывести на экран матрицу ровными столбиками.
Планируется, что КуМир будет одной из систем программирования, разрешенных при проведении компьютерного варианта ЕГЭ по информатике (подробности см. в блоге).
На этой странице представлены методические разработки автора по использованию среды КуМир в 6-8 классах общеобразовательной школы.
Новости теперь и в Telegram-канале
2 апреля 2019 г.
Размещена работа Е.В. Дрожжиной
«Алгоритмика на Кумире. Сборник заданий по программированию» (Белгород, 2016).
19 декабря 2017 г.
Добавлен практикум для подготовки к ОГЭ по информатике
(задача 20.1 с Роботом).
1 марта 2013 г.
Добавлены материалы к докладу
«Практикумы с автоматической проверкой решений в среде КуМир»
на V Международном педагогическом марафоне учебных предметов
(28 февраля — 1 марта 2013 года, г. Великие Луки).
27 января 2013 г.
Добавлен практикум «Задачи C2» для подготовки к ЕГЭ по
информатике.
12 октября 2012 г.
Добавлен доклад «Программирование по-русски»
на Седьмой межрегиональной научно-практической конференции
«Развитие региональной образовательной информационной среды» .
11 апреля 2012 г.
Добавлена контрольная работа по исполнителю Робот (в форме курса).
Лицензионное соглашение
- 1) публикация материалов в любой форме, в том числе размещение материалов на других Web-сайтах;
- 2) распространение неполных или измененных материалов;
- 3) включение материалов в сборники на любых носителях информации;
- 4) получение коммерческой выгоды от продажи или другого использования материалов.
Скачивание материалов означает, что вы приняли условия этого лицензионного соглашения.
ОГЭ по информатике
Практикум для подготовки к ОГЭ по информатике содержит 7 разделов, представляющих разные типы задач:
- Закрытый коридор.
- Одна стенка.
- Один ряд, много стенок.
- Два ряда.
- Стенки с проходами.
- Лестницы.
- Разные сложные задачи.
Материалы курса:
Массивы
Практикум по обработке массивов состоит из двух частей. Первая часть («Массивы-1») содержит 6 разделов:
- Заполнение массива.
- Обработка всех элементов массива.
- Минимум и максимум.
- Подсчёт элементов массива.
- Суммы и произведения элементов.
- Поиск в массиве.
Вторая часть («Массивы-2») содержит 6 разделов:
- Реверс массива.
- Циклический сдвиг элементов.
- Отбор элементов массива по условию.
- Сортировка методом пузырька.
- Сортировка методом выбора.
- Двоичный поиск.
Материалы курса:
- Практикум «Массивы-1»
- Контрольная работа по первой части курса (тоже в формате курса:-).
- Учителя могут получить решения электронной почте .
Символьные строки
Практикум по обработке символьных строк содержит 5 разделов:
- Работа с отдельными символами.
- Замена символов.
- Подсчёт символов.
- Разбор символьных строк.
- Вычисление арифметических выражений.
Материалы курса:
- Практикум «Строки» для использования в среде КуМир (версия не ниже 1.8).
- Учителя могут получить решения всех задач практикума. Для этого нужно связаться с автором по электронной почте .
Функции
Практикум по составлению алгоритмов-функций содержит 6 разделов:
- Функции с одним параметром.
- Функции с несколькими параметрами.
- Обработка символьных строк.
- Логические функции.
- Обработка массивов.
- Рекурсивные функции.
Материалы курса:
- Практикум «Функции» для использования в среде КуМир (версия не ниже 1.8).
- Учителя могут получить решения всех задач практикума. Для этого нужно связаться с автором по электронной почте .
Подготовка к ЕГЭ по информатике
Практикум по решению задач C2 (см. также материалы для подготовки к ЕГЭ) содержит 5 разделов:
- Максимумы и минимумы.
- Подсчёт и поиск элементов.
- Суммы, средние и произведения.
- Последовательности.
- Матрицы.
Материалы курса:
- Практикум «Задачи C2» для использования в среде КуМир (версия не ниже 1.8).
- Учителя могут получить решения всех задач практикума. Для этого нужно связаться с автором по электронной почте .
Водолей
Курс по исполнителю Водолей состоит из 6 уроков:
- Урок 0. Знакомство с исполнителем Водолей. Управление с помощью пульта.
- Урок 1. Составление программы для управления Водолеем.
- Урок 2. Циклы «N раз».
- Урок 3.
- Урок 4. Переменные.
- Урок 5. Ветвления.
Материалы курса:
Робот
Курс по исполнителю Робот состоит из 12 уроков:
- Урок 1. Знакомство с исполнителем Робот. Линейные алгоритмы.
- Урок 2. Циклы «N раз».
- Урок 3. Циклы «N раз» (решение задач).
- Урок 4. Вложенные циклы.
- Урок 5. Циклы с условием (циклы «пока»).
- Урок 6. Ветвления.
- Урок 7. Сложные условия.
- Урок 8. Вспомогательные алгоритмы.
- Урок 9. Переменные.
- Урок 10. Алгоритмы с результатом (алгоритмы-функции).
- Урок 11. Циклы с переменной.
- Урок 12. Алгоритмы с параметрами.
Материалы курса:
- Презентация